Отчет о пешем походе второй степени сложности по Салаирскому кряжу с 01.11.2008 по 04.11.2008

Содержание:

 

 

 

 

 

Справочные сведения о маршруте

 

Район похода НСО., Тогучинский, Маслянинский районы. Салаирский кряж

Вид туризма: пеший

Сложность маршрута: вторая степень сложности

Нитка маршрута: Искитим – Маслянино – Дубровка – г. Капешка – г. 510 – Дубровка – Маслянино – Искитим

Протяженность: 57 800 м

Продолжительность активной части: 4 дня

Сроки похода: 01.11.2008 – 04.11.2008

 

Состав группы:

 

Ф.И.О.

г. р.

Туристский опыт

Обязанности

Солдатов О.М.

1988

г. Пихтовый гребень – I к.с. У.

Руководитель, завхоз

Ершов А.С.

1988

г. Пихтовый гребень – I к.с. У.

Рем. мастер, фотограф

 

Характеристика района похода


Горно - Салаирский подрайон

Территория подрайона занимает крайний юго-восток области. Рельеф представлен Салаирским кряжем. Это древняя горная страна представляет из себя холмистое, увалистое низкогорье с высотами 400—450 м. Водоразделы кряжа в целом имеют плавный спокойный рельеф. В местах выхода стойких к разрушению пород образовались останцы - уступы. Самый возвышенный район Новосибирской облас¬ти, который заходит в ее пределы своей северо-западной частью. Это сильно разрушенные древние горы, протянувшиеся с северо-запада на юго-восток, таящие в своих недрах огромные богатства.

Салаирский кряж сильно расчленен реками бассейна Берди и Чумыша. Относительные высоты достигают 100—150 м, иногда до 200м.

Салаир характеризуется более холодным и влажным климатом. Поднятие воздушных масс над Салаиром способствует выпадению обильных осадков. Мощный слой снега (50—70 см) защищает почвы от сильного промерзания (до 50—110 см).

Самая высокая точка Новосибирской области нахо¬дится в пределах Салаирского кряжа. Это останец юрского периода с абсолютной высотой 494,85 м над уров¬нем моря.

К северо-западу от Салаирского кряжа протянулась группа холмов овальной формы, сложенных из кристал¬лических пород (базальты, диабазы). Это Буготакские сопки. Они сравнительно невелики: их относительная вы¬сота около 100 метров над окружающей местностью.

На пологих склонах предгорий Салаира сохранились березово-осиновые леса, переходящие местами в пихтово-осиновую тайгу. Здесь много калины, смородины, ря¬бины, малины. По берегам реки Бердь тянутся звонкие сосновые боры.

В подлесках произрастают черемуха, рябина, калина, смородина, малина и др.

Для Салаира характерен животный мир лесной зоны.

 Эти районы всегда привлекали туристов и краеведов. Здесь можно проложить множество интересных турист¬ских маршрутов.

 

График движения

 

День пути

Дата

Время

Участок пути

Путь в км.
(Способ преодоления)

Перепад высот

Метео-условия

Определяющие препятствия на участке

1

 01.11

5.30-8.00

 Искитим- Дубровка

Авто

 

Пасмурно, ветер

 

 

8.00- 15.30

 Дубровка – подножие г.457

пешком

(16,8 км)

 

 Промышленный лесоповал

2

 02.11

09.00- 13.00

 Подножие г.457 –

р. Полдневая

пешком

(4,7 км)

 

Пасмурно, ветер

 р. Полдневая,

завалы, лога

3

 03.11

10.30- 18.00

 р. Полдневая – г. 510 – мост через р. Полдневая

пешком

(21 км)

 

Пасмурно, ветер, дождь

 Заболоченность дорог, завалы, лога, бобровые плотины

4

 04.11

11.00-14.30

 Мост через р. Полдневая - Дубровка

пешком

(15,3 км)

 

Дождь, сильный встречный ветер

 

 

18.00- 22.00

 Дубровка- Искитим

Авто

 

 

 

Техническое описание маршрута

 

День первый (01.11.2008). Искитим – Маслянино – Дубровка – г. Капешка – подножие г. 457.

Заброска проводилась с помощью наемной «газели» вместе с группой (7 человек) Булавина А.В., которая пошла по маршруту на г. 502 Маслянинского  района НСО. Наем обошелся  по 300 р. с человека. Выехали чуть позже пяти утра, в восемь были на стрелке дорог Дубровка - Мирный – Матренка. Отправив «газель» и распрощавшись с группой Булавина, пошли в сторону г. Капешка. Дорога накатанная грунтово-насыпная, из щебня и камня, шириной около десяти метров, машины ходят редко, 1-2 в час, расположена на возвышенной открытой местности и даже маленькие «островки» леса не защищают от ветра. Примерно на пол пути до сворота с дороги есть специально оборудованное место отдыха (фото). Когда до горы осталось 1,5-2 км, свернули на старую заросшую, местами заболоченную дорогу (похоже заброшена лесовозами – заросшие колеи грузовиков и разбросанные вдоль спиленные бревна). Дорога заканчивается, примерно за 100 метров до вершины, будкой напоминающей Пипелац (фото). Геологический знак не нашли даже за час – гора не имеет четко выраженной вершины (фото), к то тому же сама вершина и вся восточная сторона, вплоть до дороги на ур. Мочеги представляет зону промышленного лесоповала. Передвижение практически невозможно в связи с обилием свежеспиленных деревьев и взрыхленной трактором землей. На р. Матвеевка устроили перекус (фото). В данном месте река шириной около полуметра. Встретившиеся вальщики деревьев предупредили о медведе (к счастью ни его, ни следов его деятельности так и не встретили). У самого выхода на дорогу к ур. Мочеги у вальщиков два-три домика-вагончика. Дорога на ур. Мочеги представляет раскатанную лесовозами грязь, где в самом ходимом месте ее глубина по щиколотку – дорога явно хочет оставить ботинок на память. Когда дорога стала поворачивать на юг, перешли на практически примыкающую линию заброшенной, но не успевшей зарасти, просеки. Пройдя по ней 1,5-2 км (как оказалось не дошли полукилометра до р. Сев. Мочег) на юго-восток, в полчетвертого,  устроили бивак. Ночью лил мелкий дождик.

 

День второй (02.11.2008). Подножие г. 457 – р. Полдневая.

Вышли в девять часов. Дошли до р. Сев. Мочег. Бобры полностью изуродовали реку: в пределах видимости всё похоже на японские рисовые плантации – плотины превратили реку в лесенку из озерков без малейшего признака проточной воды (фото). Вся вода мутная, с явным болотным запахом и к питью не пригодна. Здесь сошли с просеки и пошли на север-северо-восток, по бездорожью. Местность изобилует короткими заваленными буреломом логами, что сочетаясь с постоянным подъемом представляет бесконечное препятствие, снижая скорость передвижения до 1-2 км в час. Переломный момент – взяли в «лоб» г. 457. Вершина горы практически полностью «лысая», только всюду мятая животными трава. От горы до р. Полдневая путь идет полностью вниз по склону, изредка останавливая короткими логами. У северного подножия горы начинается ручей (на карте не обозначен), в нем пополнили запасы питьевой воды. р. Полдневая, на участке где мы вышли, шириной 3-5 метров. Река находится на открытой, немного заболоченной местности. Перешли реку по естественному завалу. Так как в дальнейшем карта рек не обещала, было решено закончить маршрут на сегодня. Встали на лесном «островке» у поворота реки. На часах ровно час. Всю ночь дул  сильный ветер, гудение леса напоминало шум автострады, но т.к. находились в низине, досаждал только шум. Ночью было даже тепло.

 

День третий (03.11.2008). р. Полдневая – г. 510 – мост через р. Полдневая.

Вышли в 10.30 – значительно позже намеченного времени. Причина: во время заготовки дров, при отскоке топора, была нанесена рубленная рана с внутренней стороны лодыжки правой ноги. После осмотра раны и оказания первой медицинской помощи, было решено продолжить маршрут. Двигаясь строго на север,  намеревались сократить расстояние до дороги на г. 510. Через два километра перешагнули ручей и вышли к разваленной избушке (фото) стоящей возле дороги ур. Полдневная – ур. Чебура (пропустить сложно – местность открытая, дорога наезженная). Там встретили охотника (фото) из Егорьевска. Он рассказал, что в ур. Полдневном осталось только одно зимовье, но оно с решетками и замком; так же объяснил, что до нужной нам дороги ведет тропа. Оказалось, тропа идет скорее параллельно нашей дороге, чем к ней, пересекает лог и один ручей и через два километра пропадает. Местность – густая тайга, чередующаяся большими лугами с высокой травой. Поиски тропы оказались тщетны – повсеместно встречаются куски троп заканчивающиеся не начавшись. Чтобы не тратить время напрасно, вновь свернули на север и через два километра непролазной тайги вышли на нужную дорогу. Перекусили, спрятали рюкзаки и пошли по дороге на восток. Весь дальнейший путь до горы шли за лосем, который совсем недавно здесь проходил (в следы еще не набралась вода, хотя пошел дождь, а в места содранной коры на упавших деревьях выглядели совсем свежими). Примерно через километр пересекли просеку. Просека не заросшая. Чуть дальше лежат два огромных колеса с осью – можно сказать местная достопримечательность (фото). Вершина горы (фото) расположена в 150-200 метрах левее дороги, спутать не возможно, т.к. других вершин по близости нет. К геодезической метке была приделана бутылка с запиской (фото). Дальнейший путь затруднений не вызвал: забрали рюкзаки и двинулись по дороге в сторону моста через реку Полдневая, последние полтора часа шли с фонариком в кромешной тьме. Дойдя до моста спустились вниз и заночевали. На часах 18:00.

В итоге дорога до г. 510 делится примерно на три части: первая треть – наезженная, но очень грязная, и практически вся остальная – заросшая, заваленная буреломом и заболоченная, и лишь последний километр – сухая и наезженная. Дорога практически прямая и хорошо читается даже в темное время суток.

 

День четвертый (04.11.2008). Мост через р. Полдневая – Дубровка – Маслянино – Искитим.

Так как ходового времени в этот день планировалось не более четырех часов, решили подождать пока кончится дождь. Дождь не кончился, в итоге вышли в одиннадцать часов. Препятствий в пути больше не было, движение осложняли только длительный постоянный подъем до сворота на г. Капешка и сильный встречный ветер с нескончаемым дождем. В 14:30 добрались до деревни Дубровка и остановились в местном кафе.

В деревне большой коровник и три частных лесопилки, есть три магазина и кафе. Так же есть автобусное сообщение с Маслянино: автобус регулярно ходит два раза в день – утром (около семи) и вечером (в 18:00), иногда приходит и в обед, но не всегда. Основной маршрут до деревни Матренка, но по праздникам еще заходит  в Петени.

Дождались  вечернего автобуса  и поехали в Матренку, где он разворачивается. Там встретили группу Булавина. По приезду в Маслянино, выяснилось, что автобусы до Новосибирска уже не ходят. К общему счастью Булавину удалось договориться с водителем микроавтобуса, и за 1500 р. нас довезли (фото) до офиса в Искитиме, где мы благополучно завершили маршрут.

 

 

Сведения о материальном обеспечении группы

 

*  Помимо стандартного комплекта снаряжения были взяты термоса, запасные батарейки для GPS и фонарей, а так же сухое горючее и «спички охотника»

 

Продукты: стандартная раскладка из расчета завтрак, перекус, ужин.

Для упрощения процесса приготовления пищи были куплены порционные крупы.

Для усиления вкуса взяты пакетированные супы и кубики «Маги».

При перекусах возле водоемов, к рациону добавлялись каши «минутки», что позволяло быстро получить вкусную горячую пищу.

 

Аптечка, состав:

·         Анальгин

·         Аспирин

·         Парацетамол

·         «Марганцовка»

·         «Нашатырь»

·         Жгут

·         Вата

·         Бинт стерильный

·         Бинт нестерильный

·         Но-Шпа

·         Активированный уголь

·         Стрептоцид

·         Валидол

·         Экстракт валерианы в таблетках

·         Бромгексин

·         Мазь «Спасатель»

·         Лейкопластырь

·         Йод

·         Градусник

·         Ножницы

·         Супрастин

 

Групповое снаряжение:

·         палатка

·         топор

·         котлы 1.5 и 3 л.

 

Специальное снаряжение:

·         GPS Garmin Etrex

·         газовая лампа с запасом газа

 

Ремнабор, состав:

·         проволока

·         изолента

·         ножницы

·         булавки

·         иглы разные

·         шило сапожное

·         плоскогубцы

·         кусок стропы

·         нитки разной толщины

·         наперсток

 

 

Заключение и рекомендации

 

Маршрут был полностью пройден. Район похода очень интересен в туристском плане и представляет простор для создания интересных пеших маршрутов и популяризации туризма в родном крае.

Также, данный маршрут прекрасно подходит для итогового похода во время осенних каникул и проверки туристских навыков для школьников посещающих турклубы. Район похода позволяет в полной мере ощутить разницу в скорости передвижения и потери сил на различных участках местности (полевые и лесные дороги, заболоченные участки, таволган и т.д.) и при изменении метеоусловий. По результатам похода участникам могут быть выданы удостоверения с присвоением до II юношеского разряда по спортивному туризму.

 

Фотографии, карта, и схема маршрута

 

 

*****