ИР ОО «КАСта»

Новосибирская область Искитимский район г. Искитим

Отчет

О водном походе ІІІ категории сложности по реке Песчаной (Алтайский край) с 28 апреля по 7 мая 2007 года

            Маршрутная книжка № 09-02-07

                             Руководитель группы: _________________

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела
отчет и считает, что путешествие может быть
зачтено всем участникам и руководителю.
Маршрут имеет третью категорию сложности.

Искитим 2007

Содержание:

1. Паспорт спортивного похода
2. Состав группы
3. Общая смысловая идея похода
4. Сведения о районе путешествия:
    4.1. Рельеф и климат
    4.2. Растительный и животный мир
    4.3. Общая характеристика реки
5. Варианты подъезда и отъезда
6. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
7. График движения
8. Техническое описание прохождения группой маршрута
9. Обеспечение безопасности
10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения
11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута
12. Приложение  (схемы, использованные на маршруте, фотографии)

 Паспорт спортивного похода

Проводящая организация – ИР ОО «КАСта»

Место проведения – республика Алтай, Алтайский край, Алтайский район.
Общие справочные сведения о маршруте:
1. Вид туризма – водный.
2. Категория сложности – III (третья).
3. Протяженность активной части похода –  170 км (сплав).
4. Продолжительность путешествия – 10 дней.
5. Сроки проведения – 28.04.07. – 07.05.07.
6. Ходовых дней – 7.
7. Чистое ходовое время – 22 часа.
8. Нитка маршрута: г. Искитим – г. Бийск – п. Ильинка – п. Тоурак – п. Куяган – Дневка – Ур. Сосновка – «Челюсти» - Дневка - п. Красный городок – Бийск – г. Искитим

9. Определяющие препятствия маршрута:

Вид препятствия

Название

Категория трудности

Длина препятствия, м

Характеристика препятствия

Способ прохождения

Порог 17

3 камня

3

100

Слив, небольшие валы

Сплав на катамаранах: двойка, четверка. Рафт.

Порог 26

Первый розовый бом

 3

 250

Слалом между камнями, в конце слив

Сплав на катамаранах: двойка, четверка. Рафт

Порог 27

Лестница

3

400

Слалом между обливными и полуобливными камнями

Сплав на катамаранах: двойка, четверка. Рафт

Порог 28

Челюсти

3

80

Короткая быстрая горка между крупными камнями, на заходе в которую уход от навалов на крупные камни

Сплав на катамаранах: двойка, четверка. Рафт

Порог 29

-

3

70

Горка на повороте, свал воды через обливные камни

Сплав на катамаранах: двойка, четверка. Рафт

Порог 30

Второй розовый бом

3

70

Горка с полуобливными камнями в русле

Сплав на катамаранах: двойка, четверка. Рафт

2. Состав группы

№ пп

ФИО

Год рождения

Место работы

опыт

Обязанность в группе

1

Анохин Александр Васильевич

1965

Искитимский РН ЦДОД зав. отд.

р. Китой VI к.с. рук-ль. р. Чуя VI к.с. рук-ль

Капитан,

катамаран 2-ка

2

Самохвалов Виктор Валентинович

1967

ОГУ АСС НСО

р. Чуя VI к.с. рук-ль. р. Лукина VI к.т. уч-к

Капитан,

Рафт-650

3

Булавин Алексей Владимирович

1982

МОУ ООШ п. Александровский

р. Бердь I к.с. рук-ль. р. Катунь II к.с. уч-к.

Матрос, Катамаран 2-ка

летописец

4

Достовалов Борис Владимирович

1979

МОУ ООШ п. Первомайский

р. Бердь I к.с. рук-ль. р. Катунь II к.с. уч-к.

Матрос Рафт-650

фотограф

5

Ершов Александр Сергеевич

1988

ФНМТ, студент

р. Бердь I к.с. уч-к. р. Катунь II к.с. уч-к

Матрос Рафт-650

6

Самохвалов Кирилл Валентинович

1989

ФНМТ, студент

р. Бердь I к.с. уч-к. р. Катунь II к.с. уч-к

Матрос, катамаран 4-ка

7

Абаскалов Павел

1986

НГТУ, студент

р. Бердь I к.с. уч-к. р. Катунь II к.с. уч-к

Матрос, катамаран 4-ка

8

Солдатов Олег Михайлович

1988

ЗАО Росэнергофинанс

р. Бердь I к.с. уч-к. р. Катунь II к.с. уч-к

Матрос Рафт-650

9

Шиков Андрей

1988

ФНМТ, студент

р. Бердь I к.с. уч-к. р. Катунь II к.с. уч-к

Матрос,Рафт-650

рем. мастер

10

Парамонов Геннадий Петрович

   

р. Чуя-Катунь V уч-к.

Матрос, Рафт-650

завхоз

11

Салимгареев Артур Иранович

1964

МУАСО г. Стерлитамак РБ

р. Бол. Казыр -Бель-су. рук-ль. р. Катунь II к.с. рук-ль.

Матрос, Рафт-650

12

Карпухин Александр Сергеевич

 

ОАО Нов ЭЗ

р. Катунь II к.с. уч-к. р. Катунь IV к.с. уч-к

Капитан, катамаран 4-ка

13

Суняев Ирик Рафкатович

1969

МУАСО г. Стерлитамак РБ

 р. Белая I к.с. рук-ль. р. Катунь II к.с. уч-к

Матрос, Рафт-650

14

Абзалилов Эрик Камилович

1977

МУАСО г. Стерлитамак РБ

р. Катунь II к.с. рук-ль. р. Песчаная III к.с. уч-к

Матрос, Рафт-650

15

Гумерова Гузель Мингазиевна

1981

ЦРВ, «Надежда» г. Стерлитамак РБ

р. Белая I к.с. рук-ль. р. Зилим II к.с. уч-к

Матрос, Рафт-650

16

Артемьев Николай Васильевич

1977

ОАО Нов ЭЗ

 р. Катунь II к.с. уч-к. р. Катунь IV к.с. уч-к

Матрос, катамаран 4-ка

Характеристика судов.

Поход проходил на трех судах: Катамаран - двойка производство «Тритон»; катамаран-четверка и Рафт - 650, производство «Кулик».

3. Общая смысловая идея похода

Маршрут  по реке "Песчаная" является популярным водным  маршрутом  в этом туристском районе. Интересен он и в спортивном плане.  Ежегодно на реке Песчаной проводились открытые соревнования Сибирского Федерального округа России по водному туристскому многоборью, которые проводило Новосибирское отделение Туристско–спортивного союза России и Алтайская краевая ассоциация спортивного и самодеятельного туризма. Посвящались соревнования памяти друзей. Соревнования проводились с до 2006 года, когда трагически погибли 4 человека. В 2007 году соревнования не проводились.

 Поход планировался  как спортивный, учебно–тренировочный, перед новым сезоном,  для отработки навыков гребли и  организации  определенных видов страховки: построение групп во время движения, навыки связи межу судами, организация страховки с берега и с воды. 

Река Песчаная на наш взгляд наиболее удачна для организации тренировочных мероприятий по ТВТ, особенно если совместить поход с тренировками во время дневок, получая опыт в тактико–техническом плане. Что  и было сделано. Со смысловой идеей похода связаны и   следующие характеристики района: ближайший регион в спортивном отношении (характерный набор препятствий соответствующей категории), отсутствие пешеходной части, относительно небольшие транспортные расходы.

Цели похода:

1.     учебно-тренировочная.

2.     развивающая.

3.     воспитательная.

Общие ведения о районе путешествия

Гидрологическая и физико-географическая характеристика района похода

Макрорайон похода.

Алтай (от монгольского "алтан" - "золотой") - большая горная страна, расположенная в центре Евразии, отдельные части которой находятся на территории России, Казахстана, Китая и Монголии. Алтай расположен на юго-востоке Западной Сибири. В административном отношении Российский Алтай поделен между Алтайским краем и Республикой Алтай (с 1991 г.). Эти два региона имеют общие границы с Казахстаном (в южной части), Монголией и Китаем (юго-восток), Новосибирской и Кемеровской областями (север и северо-восток), Республикой Тыва (на востоке). Географию северной части западного Алтая, где расположен бассейн реки Песчаной, определяют средневысотные хребты меридионального простирания: Семинский (наибольшая высота - 2507), Чергинский (2013), Ануйский (1815), Бащелокский (2421).Они постепенно понижаются с юга на север, резко обрываясь на границе Алтайских гор. Бассейн реки Песчаная ограничен: с севера - рекой Обь, с запада - бассейном реки Ануй, левого притока Оби, с востока - бассейнами рек Сема и Каменка - левых притоков Урсула, с юга - бассейнами рек Чарги и Урсула.

Мезорайон похода

Река Песчаная берет начало на восточном склоне Семинского хребта, огибает Чергинский хребет и большей частью течет, имея направление ССЗ между Чергинским и Ануйским хребтами. В районе села Солоновка река выходит из гор и впадает в Обь несколько ниже ее начала. Длина реки - 276 км, площадь бассейна - 4720 км2, средняя высота водосбора - 900 м, мелкость - 40 процентов. Средний уклон - около 4,8 м/км. Общая площадь водосбора около 100 кв. км. Среднегодовой расход воды на выходе 221 куб. м в секунду. На участке сплава (п. Куяган – п. Красный Городок) за 90 км падение составляет около 290 м, таким образом, среднее падение составляет около 3,2 м/км. Первый участок до устья р. Большая Тихая (55 км) более медленный с небольшим падением, около 1,5-2 м/км. В каньоне (устье р. Большая Тихая – 2 км ниже устья р. Быстрая) уклон составляет 5-9 м/км Скорость течения на первом участке 5-8 км в час, в каньоне около 10 км/ч.

 Вода в реке относительно чистая для этого времени года (не считая того, что выше по течению находятся населенные пункты).

Основные притоки: правые - Козоранда,  Куяча, Поперечная, левые - Верхний Этагол, Большая Тихая, Быстрая - значительно уступают самой реке по величине, большинство дельт притоков слабо выражены, трудно определяются с воды.

Гидрологические характеристики реки по данным ГМС в селе Точильное (255 км от истока) следующие: средняя дата начала половодья - 4 апреля, вскрытия - 13 апреля, ледоход - до 18 апреля, наибольший расход воды - 22 апреля. Окончание половодья - 28 мая, средняя дата замерзания - 12 ноября. Средняя температура воды: апрель - 2,2, в мае 4,9, в июне 17, в июле 20 градусов. Максимальная зарегистрированная температура воды - 26 градусов.

Среднемесячный расход воды характеризуется следующими цифрами: в апреле и мае - 92, в июне - 48, в июле - 33 (от 10 до 91) в августе - 28, в сентябре - 26 м3 секунду.

Растительный и животный мир

Растительность

Горные районы преимущественно лесные, в равнинах - лесостепь. Распространены: лиственница, пихта сибирская, кедр, осина, береза, сосна. Много съедобных и лекарственных растений: дикий лук, ревень, репа, бадан, душица. Из ягод: малина, клубника, кислица, смородина, ежевика, боярышник, рябина. Грибы: белый и сырой грузди, подосиновик, подберезовик, маслята, боровики, волнушки.

Особенно живописны в это время берега реки, покрытые множеством весенних цветов, а при выходе из каньона цветущая черемуха. В период проведения нашего похода из растений мы использовали: Бадан, и добывали березовый сок.

Животный мир

Из животных чаще всего встречаются зайцы и лисы, реже волк и барсук, высоко в горах - горные козлы и бараны, лось, марал. Медведи очень редко заходят из долины Ануя. Из птиц: жаворонки, кулики, дрофа, стрепет, степной орел и другие. В долине реки есть водоплавающая птица.

Нами встречены стаи водоплавающей птицы, полевые мыши, ящерицы. Более крупных животных не видели. 

         Количество кровососущих насекомых (комаров, слепней, мошек) в этот период времени незначительно. Но много клещей, по этому на стоянках настоятельно рекомендуем тщательный осмотр после сбора дров или работы в дали от стоянки. Нашей группой за время похода было снято с себя около 100 клещей, произошел один укус.    

Туристское освоение

Освоение реки Песчаная относится к заре водного туризма. В начале 70-х годов она уже была популярной рекой горного Алтая.

Бассейн р. Песчаная достаточно густо населен, практически на всём протяжении маршрута не более 2 км от реки до дороги, исключением является участок наиболее приемлемый для спортивных походов: от п. Куяган до конца каньона, где существует очень плохая дорога, по которой местами трудно проехать даже вездеходу. Более-менее сносная дорога подходит к ур. Сосновка, где в последнее время развита деятельность человека. В районе похода жилых населенных  пунктов практически не встречается на всем протяжении реки от п. Куяган до п. Красный городок. Только в районе Ур. Сосновка на левом берегу нами встречены места начала строительства домиков и хоз. деятельности человека. По нашему мнению это будущие маральники или базы отдыха. Перед выходом из каньона вдоль левого берега появляется относительно хорошая дорога. На правом берегу то тут, то там  располагаются оборудованные места для отдыха и домики.

 Варианты подъезда и отъезда

Есть несколько вариантов добраться до поселка Ильинка из г. Новосибирска и обратно из деревни Красный Городок до г. Новосибирска:

а) добираться общедоступным транспортом (поезда №__) Новосибирск – Бийск без пересадки. В Бийске воспользоваться услугами частных компаний перевозчиков и доехать до п. Ильинка и обратно с конечной точки маршрута, с. Красный городок до Бийска.

б) наем автотранспорта в г. Искитиме, данные услуги оказывают ряд компаний - перевозчиков.

в) автобусом до Бийска – автобусом до п. Ильинка. Выход: автобус п. Красный Городок-Бийск - г. Искитим.

По некоторым причинам нами был выбран второй вариант. В денежном отношении он самый дорогой, но по комфортности и удобству, самый приемлемый.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Аварийные выходы просты до п. Куяган, так как местность вдоль реки обжита и населенна. Дороги очень часто подходят к реке или идут вдоль неё.

На участке от с. Куяган, до начала каньона, выходы возможны в нескольких местах, где полевые дороги подходят достаточно близко к реке с левого берега. Кроме того, на правом берегу есть места брошенных и разобранных деревень Сосновки и Осиновки, к которым так же проложены полевые дороги, по которым на реку ездит рыбачить местное население. Последним аварийным выходом до каньона является брошенная дорога из деревни Песчанка в устье р. Большая Тихая, находящейся прямо перед поворотом в каньон, по ней до трассы на Солоновку не более 16 км. В каньоне аварийных выходов нет вплоть до впадения р. Быстрая, откуда вдоль реки вновь появляется полевая дорога. При выходе из каньона, по левой стороне идет хорошая дорога. Далее по мере приближения к п. Красный Городок, проблем с выходом нет.

Сведения о медицинских пунктах, музеях, магазинах, адреса и телефоны ПСС, туристских организаций.

Горно-Алтайск: столица Республики Алтай.

Телефонный код: 388-22(222) Главпочтамт. Чорос - Гуркина, 17. Тел. 24-626. Республиканский Краеведческий Музей им. А.В. Анохина. Чорос -Гуркина, Тел. 78-75, 21-83, 51-10, 26-53. Работает с 10.00. до 16.30., вых. - пон., вт. Станция скорой медицинской помощи. Коммунистический просп., 13. Дежурная аптека. Палкина, 6. Тел. 27-690. Автовокзал. Коммунистический просп., 55. Тел. 25-689, 22-457 (справочная)

Из Барнаула в Горно-Алтайск ежедневно ходят 7 автобусов (время пути 5,5ч.), из Бийска в Горно-Алтайск ходят 9 автобусов (2ч. в пути), которые отправляются с 7.20 до 8.30.

Также ходят автобусы по маршрутам: Горно-Алтайск - Шебалино (3ч. в пути) - один раз в день, утром; Горно-Алтайск - Онгудай (6ч. в пути) - один раз в день, отправление в 3.30 ночи; Горно-Алтайск - Акташ (11ч. в пути) - один раз в день, утром; Горно-Алтайск - Кош-Агач (12,5ч. в пути) - один раз в день, утром; Горно-Алтайск - Кокоря (13ч. в пути) - один раз в день, утром. В городе действует 10 автобусных маршрутов.

Пос. Чибит: менее 1000 жителей. Школа - 11 кл, 300 учащихся, двухэтажное деревянное здание (единственное). Магазин - продукты, работает с 10.00 до 18.00, обед с 14.00 до 15.00, вых: - воскр. Медпункт - фельдшер работает каждый день, график произвольный. Почта - работает с 10.00 до 18.00, выходной - воскресенье. Автобус - до Горно-Алтайска 1 раз в день.

Населенные пункты вдоль р. Песчаная, транспорт.

Бассейн реки Песчаная относится к заселенным и освоенным территориям. Пункты, расположенные непосредственно у реки, могут быть разделены на 3 группы.

Первые - горные: Беш-Озек, Барочаш, Ильинка, Тоурак, Куяган связаны с дорогами Чуйским трактом через село Чергу. От села Ильинка и села Алтайское (село Куяган ) вдоль реки идет дорога, соединяющая их все в единую сеть.

Вторые - брошенные села. Находятся ниже села Куяган. Это Дресвянка, Сосновка, Осиновка, Смоленское, Песчаное и другие. К селу Песчаное подходит дорога от села Карпово, далее дорога уходит вверх к остальным брошенным селам.

Третьи - равнинные села: Солоновка, Новотырышкино, Смоленское и другие находятся на тракте Бийск - Солоновое.

Поисково–спасательные службы: Западно-Сибирский региональный ПСО.656016 Барнаул, ул. Микронная д. 137. Тел.(38-52) 41-38-01, 41-02-25,43-60-09.

Бийский ПСО. 659329 Бийск, ул. Октябрьская д. 43. Алтайская республиканская ПСС. 659700 Горно-Алтайск, ул. Алтайская, 26-1 кв. 2. МЧС Республики Алтай. Горно-Алтайск, ул. Улагашева, 13.Тел.3-10-54. ПСО Актру. Кокшатальский район, сел. Курай. Туристские организации. Барнаул. Городской тур. клуб - ул. Пушкина 72. Краевая СЮТ. Тел.(3852)23-54-08, 23-52-29, 23-48-58. Бийск. Городской тур. клуб - ул. Тургенева 105 А.

Данные взяты из  отчета Е.  Обуховой (Новосибирск 2004 год)

График движения

День пути

Дата

Время

Участок пути

Путь в км.
(Способ преодоления)

Определяющие препятствия на участке

1

28.04

22:00-07:30

г. Искитим п. Ильменка

Автотранспорт «ГАЗель»

Беспокойный сон в трясущейся машине

2

29.04

10:00-16:25

п. Ильменка – п. Тоурак

Сплав (38 км)

мели, завалы. н\к Шиверы

3

30.04

10:30-17:00

П. Тоурак – с. Куяган

Сплав (40 км)

мели, завалы. н\к Шиверы

4

01.05

-

Дневка 2 км ниже п. Куяган

-

Без комментариев, стоять у деревни нельзя.

5

02.05

11:50-16:40

с. Куяган – ур. Сосновка

Сплав (32 км)

завалы, мели, множество обливных и полуобливных камней. пор.  Входной 2 к.с.

6

03.05

10:50-16:50

Ур. Сосновка – порог «Челюсти»

Сплав (28 км)

пор. Лестница, 1 Розовый Бом 3к.с. пор. Кривой 2 к.с. Шиверы 2 к.с.

7

04.05

-

Дневка ст. «Веселая»

-

Тренировка ТВТ

8

05.05

12:16-16:00

Порог «Челюсти» - Солоновка

Сплав (22 км)

Шиверы 2 к.с. пор. Челюсти, 3 к.т. второй Розой Бом, З слива, № 35 все 3 к.т.

9

06.05

13:30-15:00

Солоновка - п. Красный Городок

Сплав (10 км)

Шиверы, камни, мели

10

07.05

07:00-15:23

П. Красный Городок – г. Искитим

Автотранспорт «ГАЗель»

Веселый сон в трясущейся машине. Тренировка голосовых связок

Запланированный график движения

1. Участок п. Ильинка - п. Куяган. Река имеет в основном равнинный характер, в нашу, малую воду течение среднее, много мелей, завалов, расчесок, камней в русле, на реке много проток. С точки зрения техники прохождения река проста. 

2. Участок  (д. Куяган - река Большая Тихая).

Река, как правило, течет в одном русле, ширина 40 - 60м, средняя глубина 0,5 - 0,7м (в малую воду). Основные препятствия - несложные пороги и широкие шиверы с большим количеством крупных камней и плохо выраженной струей. Есть плесы с медленным течением. Первый порог появляется неожиданно, расположен на правом повороте. Слева в воду входит плита, за ней - бочка. Справа есть чистый проход, но туда трудно попасть. Через 5 минут сплава - второй порог, слабее. Далее идет шивера, заканчивается порожком (еще проще). Далее на левом повороте начинается длинная несложная шивера. Порог "Кривой" (местные жители называют "Узкое место") - через 40 минут сплава после первых порогов и 10 минут сплава после первого поворота реки (со скалой к концу поворота). Сам порог расположен на следующем, правом, повороте, у слияния проток, начинающихся через некоторое время после левого поворота. Он представляет собой 50 - метровый участок реки с сужением до 30 м и валами до 1 м. В малую воду есть камни. На надувных судах участок проходится без разведки (в малую воду).

3. Участок  (река Большая Тихая - Красный Городок)

Это и есть "изюминка" Песчаной - самый сложный участок реки, определяющий категорию сложности всего маршрута. Сплошная цепь шивер и порогов, с большим уклоном (средний уклон 8 м/км). Заканчивается участок выходом реки из гор.

Основная часть препятствий сосредоточена в нижнем каскаде порогов с принятым у туристов названием "каньон". Это весьма насыщенный препятствиями 20 - километровый участок реки. Начинается он первым серьезным порогом после правого поворота (слева стоит несколько отодвинутая от реки длинная скала) и заканчивающийся у устья река Быстрая. После появляется плес. В нашу малую воду - неприятные шиверы с узкими проходами между камнями. Часто при отсутствии основной струи. На порогах вода падает с обливных камней и нужен правильный заход, чтобы не сесть на них. Участок в малую воду - технически очень интересен. Отмечается постоянное ускорение реки: после устья Большой Тихой - небольшой спокойный участок, легкие шиверы, переходящие в шиверы сложные, и - непрерывная цепь порогов. Все шиверы до начала каньона могут быть пройдены без разведки. Сложность их - для надувных судов – 2 категории сложности. Следующие пороги рекомендуется смотреть с левого берега. Для удобства описания "каньон" разделен на 3 части, каждая из которых в малую воду требует более 40 мин. Чистого времени для прохождения. В этом описании все названия (в скобках) приводятся по московской лоции.

Участок первый

Этот участок начинается первым порогом после правого поворота. Далее река делает левую петлю, проходит 2-км. участок, еще одна левая петля, и, вскоре, после следующего поворота (правого) участок заканчивается. Всего здесь 10 препятствий.

Порог 16 ("Входной") -"С" - короткий и, вообще говоря, не сложный (3 категории сложности). В малую воду наблюдается камни. После порога - плес, на котором легко зачалиться. При сплаве на надувных судах часто проходят, порог с ходу и зачаливаются на левый берег для осмотра следующих, более сложных, порогов.

Порог 17 ("3 камня") -"С", в малую воду действительно можно найти эти камни, - посложнее, и, главное, подлиннее. Расположен он на сравнительно прямом участке реки. В зависимости от уровня воды, различают от 3х до 5ти ступеней - сливов, основной из них – последний. Множество больших камней делают возможными не все варианты прохождения, и порог рекомендуется смотреть, тем более что его часто называют одним из самых сложных на маршруте. После порога можно зачалиться, хотя сделать это труднее, чем в предыдущем случае. Чалиться нужно сразу после характерного камня "Кирпич", торчащего над водой с левого берега. Сразу же следующий порог.

Порог 18 ("Слаломный) "С"- на левом повороте. Сложный, с обилием камней, образующих в середине реки подобие каменистого островка. В малую воду остается один проход, или их не остается совсем. Порог рекомендуется разведать. После выхода из него рекомендуется смещаться влево. Порог переходит в шиверу, она достаточно мелка в малую воду.

Порог 19 (в начале правого поворота, это конец первой "петли каньона") - менее сложный.

Порог 20. В конце правого поворота - начало прямого участка реки - "лука" Песчаной (река на карте напоминает лук). Представляет собой 2 ступени на небольшом расстоянии друг от друга. Между порогами здесь и дальше шивера, плесов нет.

Порог 21. Расположен он  в районе середины прямого участка реки.

Порог 22. –"Л"  В конце прямого участка. Длинный. Начинается от большого характерного камня в струе (камень "Троллейбус" по московской лоции) - первая ступень, и кончается за ним - вторая ступень - в начале левого поворота. Порог переходит в шиверу (левый поворот продолжается).

Порог 23. На левом же повороте. Справа - невысокая длинная скала (высота 3м.) - очень ровная. В районе скалы - первая ступень порога (красивый чистый слив), после которого можно легко зачалиться. Здесь, на левом берегу, хорошее место для стоянки (среди сосен). Далее вторая ступень, также слив с валами. После порога идет участок реки с шиверой, в струе есть камни.

Порог 9 (по лоции Хакимова) уже на правом повороте. Он короткий, представляет собой легкую входную шиверу и ворота со сливом между камнями и хорошим валом.

Порог 10 (по лоции Хакимова) "Булка"-"С" - на левом повороте. Начинается камнями, при входе в основную ступень также надо пройти ворота. Далее, под высокой скалой справа - слив, после него - улово у левого берега. Кстати, это единственное классическое улово в "каньоне". Рядом с уловом - березы. Здесь также хорошее место для стоянки. Порог "Булка" удобно считать концом первой части "каньона".

Участок второй. Середина "каньона"

Порог 11 (по лоции Хакимова) - простой, напоминающий шиверу. Сразу же после порога "Булка".

Порог 24. На правом повороте валы. После поворота начинается шивера, и, некоторое время, отсутствуют серьезные препятствия, хотя сплошная шивера продолжается.

Порог 25. На небольшом правом повороте. Иногда воспринимается как часть шиверы. А шиверы продолжаются и после порога. Бдительность терять нельзя: впереди один из самых сложных порогов.

Порог 26 ("Первый розовый бом") – "С". В последней ступени порога справа - скала, которую при известной фантазии можно назвать розовой. Порог длинный и красивый, 3 ярко выраженные ступени. Начинается после характерного большого камня в воде у левого берега. В малую воду струя в ступенях уходит с берега на берег. Порог заканчивается небольшим левым поворотом, справа при этом скала (розовый бом). В некоторых отчетах отмечают, что слева хорошее место для лагеря.

Порог 15 (по лоции Хакимова) -"С" следует сразу же на прямом участке реки. Порог почти не выделяется в малую воду.

Порог 27."С" Длинный и сложный. Туристы еще не пришли к единому мнению, где считать начало порога, но заканчивается порог однозначно - правым поворотом. Слева очень высокая скала, видная издалека, при этом тропа по левому берегу проходит высоко над водой, и отсюда хорошо просматривается весь порог. В малую воду технически сложно проходить первую часть порога: нужно лавировать между камнями. После порога рекомендуется зачалиться сразу за скалой на левом берегу (здесь есть небольшое место) для дальнейшего осмотра "каньона".

На этом второй участок "каньона" заканчивается. Впереди самые сложные и красивые пороги.

Участок третий. Конец "каньона"

Участок содержит наиболее сильные пороги Песчаной, они, как правило, расположенные на поворотах реки.

Порог 28 ("Челюсти" по московской лоции) -"С". Порог начинает эту часть реки. Он очень красив и технически сложен в малую воду: вода по узкому желобу стекает к большому камню и бьет в него. По нашей воде центральные камни можно было обойти и справа, и слева. Слева это было легче сделать, но на выходе необходимо сильно лавировать между больших камней и пропустить пару из них между гондол. Слив 0,4 м. Влево было уйти несколько сложней, так как приходилось перегребать струю и на выходе надо пройти длинный пологий винтообразный слив.

 Хотя, в лоции Хакимова прохождение описывается так: "нужно лавировать между камней на входе, попасть в этот желоб, поставить судно лагом и уходить влево. Это единственный проход". Осмотр порога в малую воду необходим. Тем не менее, от разведки порога отказываться не следует. Порог часто называют "ключевым" на Песчаной. Подразделяют его на 3 ступени, основная из них - вторая.

Порог 29.-"Л" Расположен на заметном издали правом повороте. Порог короткий. В малую воду выделяют 3 слива, расположенных на близком друг от друга расстоянии. После порога продолжается достаточно серьезная шивера с обилием камней.

Порог 30 ("Второй розовый бом" по московской лоции) - "С". Следующий локализованный порог на левом повороте. Справа - скала розового цвета. В определенную воду отмечают прижим к скале. В некоторых отчетах этот порог называют самым мощным на Песчаной.

Порог 20 (по Хакимову) -"Л". На следующем, правом, повороте. Слева - высокая ровная скала. Порог короткий, но с большим падением. В центре, перед входом в слив, есть "зуб". Его лучше оставить справа (но при этом приходится в самом сливе прыгать с большого камня слева).

Порог 31. Последний порог, на следующем правом повороте. Далее, справа остается характерный камень в русле - ориентир. Еще через несколько минут справа впадает приток. Это река Быстрая - условный конец "каньона". Отсюда по левому берегу начинается дорога. Впереди еще остаются сильные шиверы (2 категории сложности для катамаранов, 3 - для байдарок), переходящие иногда в сплошную шиверу. Это шивера "Выходная". Она постепенно ослабевает. От реки Быстрой до равнины в малую воду около 1 часа  хода. Еще через несколько километров - первый населенный пункт - Красный городок (на левом берегу, с воды плохо заметен). На этом очередной участок реки закончен. Справа удобная стоянка, для сборов и просушки судов. Сильный ветер способствует этому.

Потенциально опасные участки маршрута.

По мнению руководителя группы, это в первую очередь определяющие препятствия маршрута – пороги 3 к.с.;  препятствия, категория сложности которых изменяется  при малой воде; препятствия, требующие повышенного внимания, несмотря на опущение их некоторых характеристик в отчетах.

 Техническое описание прохождения группой маршрута

В тексте и на схеме приняты следующие обозначения: Л – легкое препятствие (2 кат. сложности); С – среднее препятствие (3 кат. сложности). Все препятствия реки имеют сквозную нумерацию с верховьев. Существуют две основные лоции реки, которые условно назовем «московская» и «сибирская». Московская лоция содержит более 100 препятствий, что имеет смысл при строгом классическом подходе к их разделению, но это неудобно использовать, особенно на ключевом участке реки в, так называемом, каньоне. Сибирская лоция имеет существенно меньшее количество препятствий (31) и выделяет наиболее характерные из них или объединяет несколько препятствий каньона московской лоции в один, что более просто используется при ориентировании в каньоне.

Мы, при описании маршрута будем использовать привязку к номерам препятствий по сибирской лоции.

Чаще всего спортивные походы начинаются из с. Куяган, но на р. Песчаная есть препятствия и выше, по этому, т. к. в группе было много любителей этой реки, было решено начинать поход с п. Ильинка. все препятствия этого отрезка пути по сложности не выше 2 категории при любом уровне воды. Традиционно весь маршрут делится на две основные части первая – «до каньона», которую мы прошли за первые  пять дней сплава, и вторая сам каньон – который мы преодолели за два дня сплава.

В период проведения похода уровень воды на реке был низкий, поэтому все оценки препятствий даны только для этого уровня.

Участок первый: п. Ильинка - с. Куяган.

Песчаная четко делится на участки, сильно отличающиеся друг от друга. Барагаш - 8 км ниже Ильинки. Препятствия - перекаты (в низкую воду), отдельные кирпичи, расчески, завалы и завалы в узких протоках. В нашем случае по низкой воде течение слабое и чалка не проблематична,

Отдельное развлечение - мосты. в Ильинке - не поддается счету. Не меньше пяти. Все низкие, в пролетах всякий мусор.

 Ильинка и завалы ниже ее. Мерзкое место. Коренного берега нет, течение сильное, кусты.

 Район с. Тоурак - мы шли левой протокой вопреки лоции, там коренной берег, завалов нет.

 Протоки между Тоураком и Куяганом – в нашу низкую воду перекаты, в Протоки выбираются по месту легко.

 Протоки у Куягана. Самая левая протока мелкая, но чистая.

 За мостом  надо идти строго вправо! Левая протока непроходима. Она не завалена, она по ручейкам выливается вправо, а потом заканчивается.

 По низкой воде есть ловушки из камней. Стоянки слева. Здесь  в двух км. Ниже с. Куягана состоялась первая дневка. Цель проверка судов, инструктаж и тренировки по спасработам на воде.

Участок второй (с. Куяган – устье р. Большая Тихая)

Примерно через полтора часа сплава после дневки  в русле появляются камни, которые при нашем низком уровне воды нужно было обходить, выбирая траекторию движения. Постепенно в реке увеличивается уклон, скорость несколько возрастает, это пр.12, достаточно протяженное, которое в большую, чем у нас, воду представляет шиверу с маленькими валами. Вскоре на правом повороте появляется пр.13 (порог Кривой). Порог не имеет четких ориентиров, но в малую воду видно, что уже на видимой части поворота увеличивается падение и появляются пенные участки. В малую воду порог не представляет опасности и его сложность не выше 2 категории. Ещё через 10-15 ходовых минут в русле перестают попадаться камни и течение насколько успокаивается. Далее, вплоть до каньона препятствий нет.  Ночевка у нас была на высокой трассе левого берега 30 минут сплава от пор. Кривой. Хорошо оборудованная стоянка. Напротив, на скале правого берега стоит крест, связанный из двух берез. Хорошо виден с воды.

Участок третий: Каньон.

Начало каньона определяется очень просто – резкий правый поворот реки более чем на 90 °, с лева впадает р. Б. Тихая которая в свою очередь имеет  широкую долину, а Песчанка уходит направо в сужение. После поворота левый берег достаточно крутая гора с небольшой полкой внизу, а на следующем повороте горы подступают и к правому берегу. На всем этом участке препятствий ещё нет.

Место для стоянки есть  на левом берегу, после 15 минут сплава на левом повороте видно горку камней для туристской бани. Там же есть первый музей с кассовым аппаратом. Здесь у нас была дневка и тренировка по ТВТ. В лесу хорошо оборудованная стоянка.

 Еще одно место для стоянки, находится в 30 минутах сплава после начала каньона. В 300 м после порога Входной, на трассе левого берега, расположен туристский музей. Деревянного водника Васю, со спасательным кругом на шее, хорошо видно с воды. От реки идет тропа, над ней висит табличка- стоянка «Веселая». На поляне стоит холодильник. Так же есть не плохо обустроенная баня. Когда мы проходили эту стоянку на ней удобно расположилась группа из Кемерово.

Следует отметить, что «каньон» – название для этого участка весьма условное, так как не является каньоном, в классическом понимании этого слова, а представляет собой русло довольно тесно сжатое горами, а участки выхода скальных бомов к реке редки и являются хорошими ориентирами на отрезке.

Следующий правый поворот это начало пр. 15 длиной Шиверы с камнями в русле. Вообще в малую воду весь каньон вплоть до выхода усеян многочисленными камнями, что порой создает не тривиальную линию движения для судов.

После быстротока короткий порог «Входной» (пр. 16, 2 к. с.), после которого можно зачалиться для осмотра следующего препятствия.

Порог «3 камня» (пр. 17, 3 к. с.) расположен за правым поворотом на сравнительно прямом участке реки, представляет собой несколько небольших сливов, наиболее мощный из которых находится в конце в сужении реки. В большую воду порог представляет опасность для участников и требует разведки.

Следующее препятствие порог «Слаломный» (пр. 18, 3 к. с.), который находится на следующем левом повороте. В русле действительно много камней, которые, порой, не оставляют места для маневра.

В малую воду следующие 4 препятствия различаются слабо и не имеют четких ориентиров. Река представляет собой шиверу с навалами на полуобливные камни в русле. Различить где препятствие закончилось и началось следующее, крайне сложно. Все эти препятствия (19-22) можно проходить сходу и по сложности не превышают 2 категорию.

Следующим местом, где можно четко сориентироваться в каньоне является первая ступень пр. 23 (2 к. с.), который расположен на небольшом левом повороте, справа нависает бом высотой 4-5 м, русло сужается почти в два раза. Напротив Бома невысокий слив, за которым легко пристать к левому берегу, так как в этой части русла, течения за поворотом фактически нет, после небольшого быстротока – вторая ступень порога, менее впечатляющая.

Препятствия 24, 25 (2 к.с.) являются ещё одним полигоном для тренировки выработки линии движения между камнями с ходу.

Препятствие 26 «Первый розовый бом» (3 к. с.) -  одно из наиболее сложных на реке, так как достаточно протяженное, имеет три выраженных ступени. В последней из них справа скала высотой 4-5 м (тот самый бом, насчет его розовости спорить не будем, пусть остается на совести назвавшего) на очередном левом повороте.

Далее пор. 27 (3 к. с.) характер, которого похож на предыдущий порог, расположен на относительно длинном и прямом участке, сложность его при прохождении явно выше, чем большинство предыдущих препятствий. Разведку его, как и предыдущий порог и два последующих легко осуществлять по левому берегу, на котором расположены стоянки и хорошо набитые тропы.

Следующий крутой левый поворот – начало пр. 28 «Челюсти»– бесспорно, в малую воду, самый сложный порог на реке. Перед поворотом удобно чалиться, видна стоянка (на которой мы перекусили и разведали порог). Препятствие начинается сразу за поворотом и если не сориентироваться в каньоне, то в него можно влететь сходу. На заходе представляет собой камни, на которые достаточно сильно наваливает ввиду увеличения уклона и скорости струи. Затем, через 30 м надо достаточно точно зайти в ворота между полуобливными камнями, прыгая при этом через обливняк, на котором достаточная для этого подушка.

Далее на реке ещё два препятствия 3 к. с пороги 29, 30 и 31, достаточно короткие по протяженности, представляют собой узкие проходы между камнями при увеличении падения реки, первые два из них на левом повороте, третий на правом. После быстротока около 150 м виден левый приток – р. Быстрая, который знаменует окончание основных препятствий каньона.

После притока ещё долго (около 2 км) тянутся шиверы, река постепенно успокаивается, по обе стороны на берегах появляются полевые дороги. Перед выходом из каньона на равнину река полностью успокаивается. Разбивается на протоки, в которых иногда встречаются поваленные деревья. Пред разливом на протоки на правом берегу есть удобная стоянка с сильным ветром, который удобен для просушки судов. И  хорошие места для подъезда автотранспорта.

 Обеспечение безопасности

Основы безопасности прохождения маршрута были заложены в соответствии с опытом группы заявленному маршруту и испытанной конструкции судов. Суда проходили в кильватерной колонне. Препятствия проходили сходу с взаимной страховкой с воды.

Определяющие препятствия: порог Лестница и порог Челюсти проходили с предварительной разведкой и страховкой морковкой с берега.

При преодолении остальных препятствий береговая страховка не использовалась в виду низкого уровня воды. Все пороги хорошо просматривались с воды, поэтому достаточно было взаимной страховки.

Личная безопасность участников на всем протяжении обеспечивалась наличием у каждого гидрокостюма, спасательного жилета и каски. На каждом катамаране имелись запасные весла, спасательные веревки «морковки» и чалки.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Барнаул - с.Ильинка

автобус

380 км

7 ч 35 м

с. Солоновка - Бийск

машина

108 км

3 ч 20 м

Барнаул - Бийск

поезд

20 ч 50 м

моск.

Бийск - Горно-Алтайск

автобус

5 ч 50 м

мест.

Горно-Алтайск - Семинский пер.

автобус

8 ч 30 м

 

п. Солоновка - Бийск

автобус в 10 ч

95 км

3 ч

Бийск - Новосибирск

поезд

16 ч 35 м

моск.

Стоимость питания, снаряжения, средств передвижения

Аренда транспорта: 2 «ГАЗели» - 26000 руб. (заезд, ожидание, подъезд к точке отправки, домой)

Продукты питания из расчета на 16 чел: 4000 руб. 250 руб. на чел.

Снаряжение: собственное. В прокат не брали.

 Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

1.       Группа выполнила поставленные цели и задачи, запланированный маршрут пройден в полном объеме и в установленные сроки.

2.       р. Песчаная полностью оправдала цели похода, так как, в малую воду является хорошим полигоном для отработки навыков поведения на воде, управления катамаранами и тренировки сплавности экипажей, имея набор препятствий второй и третьей категории сложности.

3.       Советуем не торопиться и выделить время для съемки каждого препятствия. У нас это не очень хорошо получилось. Результат – мало фотографий, именно прохождения порогов.

4.       В рамках похода проведен инструктаж по технике безопасности, о вариантах прохождения отдельных препятствий и о страховки, что актуально для дальнейших спортивных туров и походов (как в роле руководителя, так и участника);

Выводы:

Маршрут по р. Песчаной имеет 3 к.с.; пройден участниками группы без аварийных ситуаций.   Пороги пройдены с соблюдением всех мер безопасности соответствие снаряжения, страховки: с берега, с воды, взаимостраховка судов кильватерной колонной.

Некоторые препятствия требуют четкой оценки собственных технических и физических возможностей ("Первый и второй розовый бом", порог Лестница, порог "Челюсти"). На реках пройденного маршрута в данный период времени возможен сплав на всех видах туристских судов.

Рекомендации:

Сплав по реке для подготовки к соревнованиям и к сложным будущим порогам рекомендуется начинать двумя километрами ниже с. Куяган.

 Желательно перед походом сделать прививки против укуса клеща, т.к. период май-июль считается опасным;

На спортивный маршрут рекомендуется брать суда со сборным металлическим каркасом;

Данный маршрут можно рекомендовать и для организации коммерческих сплавов тур. Фирм, но для туристов, имеющих нижестоящий опыт, под руководством опытных гидов-проводников, а так же сплава по средней воде;

Маршрут прошел в щадящем режиме, без максимальных физических нагрузок. Отсутствие переутомления в походных условиях—избежание грубых ошибок. Т.о. рекомендуется распределять график движения (точное время при средней воде см. в графике), учитывая, что сплав не должен длиться до позднего вечера (оптимальный вариант - до 18.00.).

литература

1.       Интернет сайт - "Песчаная".

2.       Отчет по реке Песчаной.2004 г. Новосибирск. Е. Обухова

3.       Отчет по реке Песчаной.2006 г. Омск.  Лукьянов

4.       лоция А. Томин

5.       лоция Хакимов.

6.       "Водные маршруты СССР. Азиатская часть". М., "Физкультура и спорт", 1976.

7.       отчет по реке Песчаной 2005г. В. Галямов (п. Чик, Новосибирская обл.)

Приложения:  

Фотографии и лоция