КАСта - всегда в пути
Главная | Основы ТКД | Регистрация | Вход
 
Воскресенье, 19.05.2024, 16:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Экстремальный портал VVV.RU

Учебная программа

«Основы туристско-краеведческой деятельности»

Автор Анохин А.В.

Слушатели: педагоги дополнительного

образования Искитимской райной СЮТур

Пояснительная записка

Туристско-краеведческую деятельность можно от­нести к традиционным в педагогической практике на­шей страны вообще и Искитимского района в частности, методам воспитания, обучения и оздоров­ления школьников. Школьный туризм и краеведение имеют комплексный, интегрированный характер воздей­ствия на личность и коллектив. Это выражается в по­вышении духовного и физического потенциала ребен­ка, уровня знаний и умений, удовлетворении потреб­ностей детей в самовыражении, творчестве, общении с людьми и природой и т.д. Туристско-краеведческая деятельность универсальна по содержанию и доступ­на по формам организации практически в каждой школе.

В системе образования сегодня очевидна объектив­ная потребность в повышении социализации содержа­ния и методов образования. Эта проблема, в частно­сти, может быть решена за счет использования интегрированных курсов, комплексных по содержанию и спек­тру решаемых задач.

К сожалению, в последние годы, наблюдается общий спад в туристско-краеведческой работе как со школьниками Искитимского района, так и в означенной деятельности вообще. Анализ состояния дел показал, что несмотря на объективные причины, тормозящие развитие туризма в образовательных учреждениях района (и рекреации в целом), имеется немало возможностей восстановить туристскую работу в районе до объёмов 1996 года и, в дальнейшем, обеспечить неуклонное её развитие, вплоть до становления туризма в районе, как отрасли хозяйства.

Одним из путей решения проблемы может стать ис­пользование форм и методов дополни­тельного образования, имеющего традиционную соци­ализирующую направленность, в учебном процессе школы. Для этого совершенно необходимо принять Программу развития рекреации Искитимского района, восстановить корпус инструкторов детского и юношеского туризма, подготовить кадры, способные проводить в жизнь помимо традиционных форм туристско-краеведческой деятельности в школе (кружки, сек­ции, клубы, учебное краеведе­ние и т.д.), политику развития рекреации Искитимского района в целом.

Первым этапом на пути реализации Программы, является проведение школы первого класса с педагогами дополнительного образования туристско-краеведческого направления - учебный курс «Основы туристско-краеведческой деятельности». Основные цели курса:

— дать знания, умения и навыки по основам турист­ско-краеведческой деятельности (навыки подбо­ра личного и группового снаряжения, организа­ции привалов и ночлегов, тех­ники преодоления простейших естественных пре­пятствий, умение работать с учебными образовательными программами, знание нормативной базы, и т.п.);

— сформировать представления о правилах поведе­ния на природе, во время походов, прогулок, эк­скурсий;

— привить интерес к занятиям туризмом и краеве­дением как активной, познавательной, оздорови­тельной и досуговой деятельности;

— способствовать развитию классного коллектива, созданию обстановки доброжелательности, пси­хологического комфорта, удовлетворению потреб­ности детей в общении.

— научить педагогов методически грамотно, с использованием современного и классического опыта, строить свою работу с учащимися.

— сформировать представления об интегрировании своего учебного курса в общеобразовательные предметы и программы дополнительного образования.

«Основы туристско-краеведческой деятельности» —образовательно-оздоровительная про­грамма для педагогов дополнительного образования, работников Искитимской районной СЮТур, рассчитана на 36 ч лекционно-семинарских и практических занятий в помещении и не менее 52 часов занятий на местности). Программа интегративна по содержанию и включает информацию по различным областям знаний, тематически стыкуется с базовыми учебными курсами по географии, биологии, экологии, физике, математике, основам безопасности жизнеде­ятельности, физическому воспитанию и др. Предусмотрен адаптированный перенос содержания и методик, традиционно используемых для дополнитель­ного образования (предусматривающего изначальный отбор детей по интересам), в массовую образовательную практику школы. Тем самым ставится проблема опре­деления в будущем базового компонента туристско-краеведческого образования в учебном плане школы.

Содержание курса строится на основе краеведческого материала, что способствует глубине и прочности ус­воения учебного материала вследствие осуществле­ния краеведческого подхода в обучении.

Программа курса состоит из пяти разделов: «Азбу­ка массового туризма», «Организация туристского по­хода», «Туристские соревнования», «Летний туристский лагерь», включающие первоначальные сведения по туризму, экологии, базовые сведения о методиках туристской работы, технике и тактике туризма.

В каникулярное время, с целью повышения турист­ского мастерства, при наличии в составе группы не менее 6 человек, для педагогов могут быть организо­ваны многодневные степенные и категорийные похо­ды (вне сетки учебного плана).

Знания и практические умения, приобретенные педагогами при изучении курса, носят прикладной характер и могут быть впоследствии использованы ими достаточно широко в будущей профессиональной дея­тельности, например, туристско-краеведческой или педагогической. Курс может служить начальным эта­пом допрофессиональной подготовки ПДО с дальнейшей специализацией «Инструктор школьного туризма», «Туристский организатор», «Гид-провод­ник», «Экскурсовод».

При выявлении уровня знаний и умений данная про­грамма не предполагает традиционного выставления те­кущих оценок. Предусмотрен переход на дифференциро­ванные зачеты по ключевым темам. Итоговые (годовые) оценки выставляются с учетом конкретного участия каж­дого в зачетных туристских походах, практических заня­тиях на местности, качества выполнения практических заданий, а также по результатам сдачи зачетов.

К программе прилагается список рекомендуемой литературы, которая носит научно-популярный харак­тер и может быть использована как педагогом, так и школьниками.

Для работы по данной программе преподаватель должен иметь педагогическое образование и квалифи­кацию инструктора по одному из видов туризма или же опыт руководства туристскими походами второй категории сложности и квалификацию инструктора школьного туризма.

Программа может использоваться в учреждениях до­полнительного образования для обучения школьников в туристско-краеведческих объединениях сменного состава.

Форма входа
Календарь новостей
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz