Учебная программа
«Основы туристско-краеведческой деятельности»
Автор Анохин А.В.
Слушатели: педагоги дополнительного
образования Искитимской райной СЮТур
Пояснительная записка
Туристско-краеведческую деятельность можно отнести к традиционным в педагогической практике нашей страны вообще и Искитимского района в частности, методам воспитания, обучения и оздоровления школьников. Школьный туризм и краеведение имеют комплексный, интегрированный характер воздействия на личность и коллектив. Это выражается в повышении духовного и физического потенциала ребенка, уровня знаний и умений, удовлетворении потребностей детей в самовыражении, творчестве, общении с людьми и природой и т.д. Туристско-краеведческая деятельность универсальна по содержанию и доступна по формам организации практически в каждой школе.
В системе образования сегодня очевидна объективная потребность в повышении социализации содержания и методов образования. Эта проблема, в частности, может быть решена за счет использования интегрированных курсов, комплексных по содержанию и спектру решаемых задач.
К сожалению, в последние годы, наблюдается общий спад в туристско-краеведческой работе как со школьниками Искитимского района, так и в означенной деятельности вообще. Анализ состояния дел показал, что несмотря на объективные причины, тормозящие развитие туризма в образовательных учреждениях района (и рекреации в целом), имеется немало возможностей восстановить туристскую работу в районе до объёмов 1996 года и, в дальнейшем, обеспечить неуклонное её развитие, вплоть до становления туризма в районе, как отрасли хозяйства.
Одним из путей решения проблемы может стать использование форм и методов дополнительного образования, имеющего традиционную социализирующую направленность, в учебном процессе школы. Для этого совершенно необходимо принять Программу развития рекреации Искитимского района, восстановить корпус инструкторов детского и юношеского туризма, подготовить кадры, способные проводить в жизнь помимо традиционных форм туристско-краеведческой деятельности в школе (кружки, секции, клубы, учебное краеведение и т.д.), политику развития рекреации Искитимского района в целом.
Первым этапом на пути реализации Программы, является проведение школы первого класса с педагогами дополнительного образования туристско-краеведческого направления - учебный курс «Основы туристско-краеведческой деятельности». Основные цели курса:
— дать знания, умения и навыки по основам туристско-краеведческой деятельности (навыки подбора личного и группового снаряжения, организации привалов и ночлегов, техники преодоления простейших естественных препятствий, умение работать с учебными образовательными программами, знание нормативной базы, и т.п.);
— сформировать представления о правилах поведения на природе, во время походов, прогулок, экскурсий;
— привить интерес к занятиям туризмом и краеведением как активной, познавательной, оздоровительной и досуговой деятельности;
— способствовать развитию классного коллектива, созданию обстановки доброжелательности, психологического комфорта, удовлетворению потребности детей в общении.
— научить педагогов методически грамотно, с использованием современного и классического опыта, строить свою работу с учащимися.
— сформировать представления об интегрировании своего учебного курса в общеобразовательные предметы и программы дополнительного образования.
«Основы туристско-краеведческой деятельности» —образовательно-оздоровительная программа для педагогов дополнительного образования, работников Искитимской районной СЮТур, рассчитана на 36 ч лекционно-семинарских и практических занятий в помещении и не менее 52 часов занятий на местности). Программа интегративна по содержанию и включает информацию по различным областям знаний, тематически стыкуется с базовыми учебными курсами по географии, биологии, экологии, физике, математике, основам безопасности жизнедеятельности, физическому воспитанию и др. Предусмотрен адаптированный перенос содержания и методик, традиционно используемых для дополнительного образования (предусматривающего изначальный отбор детей по интересам), в массовую образовательную практику школы. Тем самым ставится проблема определения в будущем базового компонента туристско-краеведческого образования в учебном плане школы.
Содержание курса строится на основе краеведческого материала, что способствует глубине и прочности усвоения учебного материала вследствие осуществления краеведческого подхода в обучении.
Программа курса состоит из пяти разделов: «Азбука массового туризма», «Организация туристского похода», «Туристские соревнования», «Летний туристский лагерь», включающие первоначальные сведения по туризму, экологии, базовые сведения о методиках туристской работы, технике и тактике туризма.
В каникулярное время, с целью повышения туристского мастерства, при наличии в составе группы не менее 6 человек, для педагогов могут быть организованы многодневные степенные и категорийные походы (вне сетки учебного плана).
Знания и практические умения, приобретенные педагогами при изучении курса, носят прикладной характер и могут быть впоследствии использованы ими достаточно широко в будущей профессиональной деятельности, например, туристско-краеведческой или педагогической. Курс может служить начальным этапом допрофессиональной подготовки ПДО с дальнейшей специализацией «Инструктор школьного туризма», «Туристский организатор», «Гид-проводник», «Экскурсовод».
При выявлении уровня знаний и умений данная программа не предполагает традиционного выставления текущих оценок. Предусмотрен переход на дифференцированные зачеты по ключевым темам. Итоговые (годовые) оценки выставляются с учетом конкретного участия каждого в зачетных туристских походах, практических занятиях на местности, качества выполнения практических заданий, а также по результатам сдачи зачетов.
К программе прилагается список рекомендуемой литературы, которая носит научно-популярный характер и может быть использована как педагогом, так и школьниками.
Для работы по данной программе преподаватель должен иметь педагогическое образование и квалификацию инструктора по одному из видов туризма или же опыт руководства туристскими походами второй категории сложности и квалификацию инструктора школьного туризма.
Программа может использоваться в учреждениях дополнительного образования для обучения школьников в туристско-краеведческих объединениях сменного состава.