Учебная программа
Подготовки инструкторов детского и юношеского туризма и гидов-проводников
Автор Анохин А.В.
ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 4 октября 1996 г. определял задачи более широкого использования возможностей туризма и экскурсий в целях более успешного удовлетворения потребностей населения в полноценном отдыхе, обеспечения значительного увеличения объема услуг, повышения качества обслуживания туристов, улучшения туристско-экскурсионной работы в трудовых коллективах и учебных заведениях. В связи с этим особенно остро ощущается необходимость в подготовке квалифицированных кадров туризма.
Наряду с удовлетворением общественной потребности в активном отдыхе предлагаемая программа позволяет реализовать социально-адаптированную теоретическую модель развития дополнительного образования.
Поскольку Программа рассчитана в основном на наиболее подготовленных спортсменов-туристов и является одной из заключительных стадий Концепции Искитимской СЮТур, работа с ней ориентирует как преподавателей, так и обучающихся к работе на «социальный заказ», тем самым выполняя профориентационную функцию дополнительного образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Искитимском районе, как и во всей стране, существует широкая сеть детских туристских формирований: кружки, клубы, секции. Каждое имеет свой профиль – это формирования по видам туризма (пешие, водные, парусные, горные и др.) Но независимо от профиля, практически все они занимаются спортивным туризмом, проводят походы, а также прививают учащимся некоторые профессиональные навыки.
4 октября 1996 г. был принят Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В статье 5 говорится о лицензировании, стандартизации и сертификации в туристской деятельности. В связи с этим программа направлена на подготовку профессиональных гидов-проводников для активных туров.
Программа подготовки гидов-проводников предназначена для наиболее подготовленных спортсменов-туристов, имеющих квалификацию не ниже 2 спортивного разряда по туризму.
Задача обучения – дать обучающимся знания и умения, необходимые для работы в коммерческих турах. В результате освоения программы обучающиеся должны овладеть навыками и умениями гида-проводника. При подготовке обучающихся по пешему, горному, водному и парусному туризму темы даются с учетом специфики этих видов туризма. Подготовка ведется с учетом имеющихся условий для проведения учебно-тренировочных туров. Старший гид-проводник осуществляет контроль за работой молодых гидов-проводников. Отслеживание результатов проводится по отзывам участников тура, а также по отзывам администрации турагенств, турфирм, туристских баз.
Результатом обучения по данной программе должно стать получение обучающимися квалификации гида-проводника для работы по непосредственному формированию и проведению туристского продукта.
В целом программа отвечает современным требованиям к работе гидов-проводников на активных турах как в своем регионе, так и за его пределами и ориентирована на внутренний и въездной туризм, т.е. ввоз капитала в страну из-за рубежа. Появление на рынке туристских услуг квалифицированных гидов-проводников способствует дальнейшему развитию рекреации и более полному коммерческому обслуживанию рекреантов, что в конечном итоге вписывается в федеральную программу развития туризма и поддерживания здоровья нации.
Результаты обучения отражаются в личной карточке обучающегося.
Основные темы программы сдаются в форме зачета (устно). Оцениваются знания по системе зачет или незачет. Обучающиеся, не сдавшие зачет с первого раза, имеют право еще дважды попробовать свои силы. Попытки сдачи зачета отражаются в данной карточке. Обучающиеся, сдавшие зачет, допускаются к учебно-тренировочному туру.
Знания, умения, навыки, показанные обучающимися в учебно-тренировочном туре оцениваются тремя опытными гидами-проводниками по пятибалльной шкале. Количество баллов по каждой теме суммируется и выставляется в графе «количество баллов за учебную практику». По количеству набранных баллов выводится оценка за курс обучения, что является своеобразным экзаменом.
14-15 баллов – оценка 5
12-13 баллов – оценка 4
10-11 баллов – оценка 3
менее 10 баллов – оценка 2
С этой картой стажер нанимается на работу. По окончании коммерческого тура работа стажера должна быть оценена старшим гидом-проводником в графе «стажировка» по системе отлично, хорошо или удовлетворительно. Старший гид-проводник обязан сделать письменный отзыв о работе стажера, его навыках и умениях. Отзыв дается письменно в произвольной форме. Стажер обязан предоставить свою карту с письменным отзывом руководителю курсов. На основании данных документов он получает сертификат гида-проводника. Форма личной карточки обучающегося прилагается.
Содержание программы:
1. Общая подготовка
1.1. Роль спортивно-оздоровительного туризма в формировании духовного и физического облика гражданина.
1.2. История развития туризма в РФ. Туризм и краеведение в системе образования.
1.3. Нормативные документы по вопросам туристской деятельности в РФ и краеведческой работе с учащимися.
1.4.Туризм, природа, право.
1.5. Программа развития спортивно-оздоровительного туризма в России. Структура центрального и региональных туристских органов. Классификация самодеятельного туризма. Технология и структура функционирования самодеятельного туризма в России. Федерации туризма.
1.5.1 Деятельность и структура туристских клубов и секций.
2.Организация, содержание и формы туристско-краеведческой работы в образовательном учреждении и спортивном туризме.
2.1Организация и планирование туристско-краеведческой работы в образовательном учреждении.
2.2. Формы туристско-краеведческой работы.
2.2.1.Работа туристско-краеведческих объединений.
2.2.2. Туристский лагерь. Педагогический смысл создания туристского лагеря образовательного учреждения. Профиль, задачи работы лагеря. Реализация принципов самоуправления и самообслуживания.
2.2.3. Организация и проведение массовых туристских мероприятий.
2.2.4. Школьный музей.
2. 2. 5. Особенности организации работы на турбазе, в лагере и др.
3. Организация и проведение спортивных походов и путешествий
3. 1. Правила организации и проведения походов и путешествий на территории РФ.
3. 2. Организация, подготовка и проведение походов и путешествий.
3.3. Финансовое обеспечение похода.
3. 4. Снаряжение.
3. 5. Питание в походе.
3. 6. Основы топографии и ориентирования на местности.
3. 7. Стратегия похода.
3. 8. Тактика похода.
3.10. Привалы и ночлеги.
3.11. Причины травматизма и анализ несчастных случаев.
3.12. Обеспечение безопасности в походах и экскурсиях.
3.13. Вопросы выживания в экстремальных ситуациях.
3.14. Общая и специальная физическая подготовка туристов.
3.14.1.Особенности физической подготовки юных туристов.
3.15. Медицинское обеспечение похода и доврачебная медицинская помощь. Врачебный контроль и самоконтроль. Гигиена туриста.
3.16. Содержание и методика выполнения краеведческих и экскурсионных заданий Общественно-полезная работа.
3.17. Организация и методика проведения экскурсий.
3.18. Организация и методика проведения поисково-спасательных работ и транспортировка пострадавшего.
3.19.Подведение итогов и отчет о походе.
3.5. Подготовка и проведение лекций и бесед.
3.8. Воспитательная работа в учебных мероприятиях.
3.10. Особенности организации работы на турбазе, в лагере и др.
3.11. Организация экзаменов и зачетов.
3.12. Классификация туристских маршрутов и препятствий.
4. Методические основы подготовки кадров спортивного туризма
4.1. Нормативные документы по подготовке кадров.
4.2. Основы педагогики.
4.3. Основы психологии. Психологический климат в туристской группе.
4.4. Организация работы преподавательского состава.
4.5. Подготовка и проведение практических занятий. Методология тренировочного процесса.
4.6. Руководитель похода, его ответственность, права и обязанности.
5.Степенной учебно-тренировочный поход.
6. Особенности походов и путешествий по видам туризма.
7. Научная организация туристской деятельности.
7.1. Понятие о рекреации. Понятие о территориальной рекреационной системе (ТРС). Характеристика рекреационных ресурсов СНГ.
7. 3. Сведения о рекреационных зонах Сибири.
7. 4. Рекреационные пункты Новосибирской области.
7.5. Рекреационная характеристика маршрутов Станции.
8. Вопросы туристско-спортивной деятельности.
8.1. Походы выходного дня. Экскурсии.
8.2. Финансирование туристско-спортивных мероприятий.
8.3. Организация платных услуг в сфере спортивно-оздоровительного туризма.
8.4. Составление смет и калькуляций на услуги и мероприятия.
8.5. Организация туристского сервиса.
9. Темы по выбору.
10. Самостоятельная работа.
11.Стажировка.
12.Практика проведения спортивного путешествия.
Рекомендуемая литература