ИР ОО «КАСта»

Новосибирская область Искитимский район г. Искитим

Отчет

Отчет о пешем походе

второй категории сложности

по Салаирскому кряжу

совершенный с 10.10.2009 по 17.10.2009

Маршрутная книжка № 06-13 - 09

Руководитель группы: Солдатов О. М.

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела

отчет и считает, что путешествие может быть

зачтено всем участникам и руководителю.

 Маршрут имеет вторую категорию сложности.

Искитим 2009

Содержание:

Справочные сведения о маршруте

Проводящая организация: ИР ОО «КАСта» (Россия, НСО, г. Искитим, Чайковского 47, тел.: 8 (383) 434-42-63, e-mail: irookasta@mail.ru, www.ta-kasta.ucoz.ru)

Район похода: Салаирский кряж, граница Новосибирской и Кемеровской областей

Вид туризма: пеший

Сложность маршрута: вторая с элементами третьей категория сложности

Нитка маршрута: г. Искитим – д. Ниж. Матренка – г. 502 – г. 510 – г. Пихтовый гребень – д. Маслянино – г. Искитим

Продолжительность: 8 дней

Протяженность активной части: 140 800 м

Сроки похода: 10.10.2009 – 17.10.2009

Общая смысловая идея похода:

Посещение двух самых высоких точек Новосибирской области: г. 502 и г. Пихтовый гребень, с восхождением на более выкую г. 510 Кемеровской области.

Прохождение участка вдоль реки Ик от ур. Вершина Ика до ур. Смирновское для разведки мест начала сплава.


Варианты подъезда и отъезда:

Из Искитима до Новосибирска: На электричке (расписание)/автобусе, на маршрутках с пересадкой в бердске (отъезжают примерно каждые 15 минут) - все транспортные средства ходят в течении всего дня с территории железнодорожного вокзала. На автовокзале останавливаются проходящие мимо рейсовые автобусы до Новосибирска.

Из Новосибирска: на рейсовом автобусе до Маслянино или на электричке до Черепаново, а оттуда на местном автобусе до Маслянино, далее пересадка на автобус до д. Дубровка. Отъезд из д. Верх-Ики автобусом до Маслянино.

Также можно организовать заброску своим/заказным транспортом напрямую до места начала и завершения маршрута

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты:

Маршрут пересекает границы районов, а это традиционно в России самые глухие углы. Поэтому варианты аварийного схода с маршрута возможны только в деревнях расположенных вдоль рек. Но в случае потребности в срочной помощи, практически из любой точки маршрута в течение дня можно налегке добежать до "населенки" и вызвать подмогу.

На севере: Старо-Гутово, Мирный, Ленинско-Кузнецкая трасса

На юге: Дубровка, Егорьевское,

На востоке: Урск

На западе: Верх-Ики, Большой Изырак

Состав группы:

Ф.И.О.

г. р.

Туристский опыт

Обязанности

Солдатов Олег

1988

Салаирский кряж – I к.с. У.

Руководитель

Липчак Олег

1976

Чернский хребет – I к.с. Р.

Реммастер

Музыкова Елена

1988

хребет Ергаки – III к.с. У.

Фотограф

Додонова Ольга

1978

побережье Новосибирского

водохранилища – I к.с. Р.

Повар

Ершов Александр

1988

Салаирский кряж – I к.с. У.

Катунский хребет – I к.с. У.

Завхоз


Характеристика района похода

Общая характеристика:

Территория подрайона занимает крайний юго-восток области. Рельеф представлен Салаирским кряжем. Это древняя горная страна представляет из себя холмистое, увалистое низкогорье с высотами 400—450 м. Водоразделы кряжа в целом имеют плавный спокойный рельеф. В местах выхода стойких к разрушению пород образовались останцы - уступы. Самый возвышенный район Новосибирской облас­ти, который заходит в ее пределы своей северо-западной частью. Это сильно разрушенные древние горы, протянувшиеся с северо-запада на юго-восток, таящие в своих недрах огромные богатства.

Салаирский кряж сильно расчленен реками бассейна Берди и Чумыша. Относительные высоты достигают 100—150 м, иногда до 200м.

Салаир характеризуется более холодным и влажным климатом. Поднятие воздушных масс над Салаиром способствует выпадению обильных осадков. Мощный слой снега (50—70 см) защищает почвы от сильного промерзания (до 50—110 см).

Гидрографическая характеристика:

Все встречавшиеся нам реки принадлежат бассейну реки Бердь. Наиболее красивые и крупные из них Ик и Суенга. У этих рек множество притоков, так что при движении вдоль русла очень заметно его увеличение практически с каждым километром. В связи с тем, что на некоторых реках велась (а кое-где и ведется) золотодобыча долины этих рек заболочены, засыпаны каменными отвалами. Особенно хорошо это видно на Суенге, всех Тайлах и верхнем течении Ика.

Растительность:

Определяется растительный покров тем, что маршрут расположен в зоне смешанной хвойно-лиственной тайги, то есть основу леса составляет сосна и пихта, очень много и часто встречаются лиственные деревья – береза, осина, разного рода ивы, очень богат подлесок состоящий из самых разных кустарников, который серьезно затрудняет передвижение вне троп.

Животный мир:

Животный мир, богат, так как места, несмотря на близость к мегаполису, очень глухие и мало посещаемые. На протяжении всего маршрута мы каждый день встречали следы медведя и лося (что интересно, даже на наезженных дорогах). Деятельность бобров видна на каждой реке шириной более метра. Несколько раз видели взлетающих глухарей и тетеревов. Один раз пробежал заяц. На реке Дражны Тайлы всю ночь выли волки. Мыши и хомяки неоднократно выбегали прямо из-под ног (в последнюю ночь съели пакет порционной гречки). В последний день нашли следы крупной птицы вроде журавля или цапли.

Туристское освоение:

В таком комплексном (г. 502 – г. Пихтовый гребень) варианте маршрут был пройден нами в режиме первопрохода. Есть множество отчетов о посещении г. Пихтовый гребень. г. 502 пользуется заметно меньшей популярностью, возможно это связано с большей удаленностью от Новосибирска, отсутствием информации в интернете и менее зрелищным видом с вершины. В районе г. 510 проводился осенний марафон по ориентированию 2006 года. Также отчеты о сплавах по р. Ик, можно найти в глобальной сети. Ежегодно в районе Салаирского кряжа проводится джип-ралли на внедорожниках, о чем говорят встречающиеся в самых неожиданных местах таблички с номерами контрольных пунктов.


График движения

День пути

Дата

Время

Участок пути

Путь в км.
(Способ преодоления)

Перепад высот

Метео-условия

Определяющие препятствия на участке

1

 10.10

7.00-11.00

 г. Искитим –

д. Ниж. Матренка

Авто

(150)

 

Солнце, без осадков

 

11.00-13.00

 д. Ниж. Матренка – ур. Мочеги

пешком

(8,7)

320 м

 р. Матвеевка

2

 11.10

09.00- 16.30

 ур. Мочеги –

р. Полдневая

пешком

(14,5)

640 м

Солнце, без осадков

р. Северный Мочег,  

р. Мочег, г. 502, промышленный лесоповал

3

 12.10

09.00- 17.30

 р. Полдневая –

г. 510 – р. Суенга

пешком

(19,5)

480 м

Пасмурно,  мелкий дождь

 р. Полдневая, завалы

4

13.10

09.00-13.30

р. Суенга –

р. Полдневая

пешком

(10,8)

240 м

Солнце, небольшой снег

р. Суенга

5

14.10

09.00-17.30

р. Полдневая –

р. Дражны Тайлы

пешком

(15,8)

480 м

Пасмурно, снег

р. Суенга, болото

6

15.10

09.00-18.00

р. Дражны Тайлы - р. Ик

пешком

(17,5)

480 м

Пасмурно, дождь

р. Дражны Тайлы, завалы, р. Бол. Тайлы,

промышленные выработки на р. Поперечный Тайлы,

7

16.10

09.00-17.30

р. Ик –

ур. Смирновское

пешком

(20,6)

340 м

Пасмурно, без осадков

р. Долганиха, р. Лукова, промышленный лесоповал

8

17.10

08.00-19.00

 ур. Смирновское –

г. Пихтовый гребень – д. Верх-Ики

пешком

(33,4)

1110 м

Пасмурно, без осадков

р. Листвянка 

г. Пихтовый гребень, р. Ик,

р. Аштак,

промышленный лесоповал

19.00- 22.00

д. Верх-Ики –

г. Искитим

Авто

(150)

   

Техническое описание маршрута

Локальные препятствия

Категория

трудности

препятствия

Характеристики препятствия

Название (если есть)

 

1. Переправа

 

Н/К

(простейшая)

Переправы через реки с небольшой скоростью течения (не более 0,5 м/с); глубина 0,5-0,6 м; переходы по бревну или вброд при ширине потока менее 5 м

реки: Матвеевка, Северный Мочег, Абрамов Мочег, Анфимов Мочег, Полдневая, Дражны Тайлы, Большой Тайлы, Поперечный Тайлы, Лукова, Листвянка, Аштак

1А (простая)

Переправы через реки шириной 6-20 м; течение среднее (около 1,5 м/с); глубина до 0,8 м. Для организации переправы требуются усилия не менее 3-4 человек

р. Суенга,

р. Ик

 

2.Перевал

 

IVK

Не менее 100 м перевального взлета, движение затруднено осыпями, растительностью, легким» скалами, не требующими коллективной страховки

 
 

3. Вершина

 

Н/К

Не менее 300 м перепада высот, движение затруднено осыпями, растительностью, легкими скалами

г. 502 м,

г. Пихтовый гребень (494 м)

Протяженные препятствия

Категория трудности препятствий
Характеристика препятствия
 

1. Растительный покров

Н/К (лес легкопроходимый)

Лес проходится по тропам или легко без них

1А (лес среднепроходимый)

Наличие густозаросших участков; подлеска

1Б (высокотравье)

Скрытые в траве неровности склона, углубления, камни, крутизна склона не менее 20 град.

2А (лес труднопроходимый)

Много участков завалов, буреломов, глубокий мшаник и т.д.

 

2.Болота

Н/К (легкопроходимое)

Вязкие заболоченные участки глубиной 0,2-0,4 м,

необходима индивидуальная страховка

День первый (10.10.2009). г. Искитим – д. Нижняя Матренка – ур. Мочеги

Дорога лесная, езженая, так что проблем добраться до места нет, необходимо только перейти по камням реку Матвеевка.

День второй (11.10.2009). ур. Мочеги – г. 502 – р. Полдневая

Перейти Северный Мочег можно по камням, затем по мосту через Абрамов Мочег, вброд через Анфимов Мочег. Далее дорога поднимается только вверх, до г. 502 (сама вершина правее дороги примерно 100 м). Хорошая дорога сохраняется практически до границы с Кемеровской областью. До реки Полдневая приходится добираться через зону промышленного лесоповала, преодолевая завалы и заболоченные участки.


День третий (12.10.2009). р. Полдневая – ур. Полдневая -  г. 510 – р. Суенга

После перехода через реку Полдневая, в двухстах метрах начинается дорога которая снова приводит к Полдневой, но гораздо ниже по течению. Перейти реку можно по бревну. Через два километра дорога заканчивается и начинается просека (являющаяся границей областей) заросшая высокотравьем и молодым подлеском. Последние 4 км до р. Суенга, просека практически теряется, и идти приходится по навигационным приборам, через завалы, кустарники, высокотравье и небольшой заболоченный участок. Дорога на г. 510 пересекает просеку практически под прямым углом, хорошо видна, но на ней много упавших деревьев, высокотравья и заболоченных участков. Сама вершина в ста метрах слева от дороги.

День четвертый (13.10.2009). р. Суенга  – ур. Лебедиха – р. Полдневая

Через р. Суенга можно перейти по бобровой плотине. За густо заросшим полем начинается дорога, которая через шесть километров выводит на грунтовую дорогу Дубровка - Конево.    

День пятый (14.10.2009). р. Полдневая – р. Дражны Тайлы

Свернув с грунтовой, накатанная лесная дорога продолжается еще два километра. Остаток пути до р. Суенга приходится идти  через таволган. Место выхода к реке сильно заболочено, сама река глубиной более полутора метров и шириной не менее пяти. Перейти можно по бобровой плотине. На другом берегу вдоль реки промышленные каменные отвалы по которым идет дорога. Пройдя вверх по течению свернули на дорогу ведущую на хребет разделяющий р. Суенга и р. Дражны Тайлы. На середине пути к реке дорога сворачивает на юг, до места стоянки идти приходится через лес.

День шестой (15.10.2009). р. Дражны Тайлы – ур. Толстова – р. Ик

р. Дражны Тайлы можно перепрыгнуть в узком месте. Вдоль реки такая же каменная дорога как на р. Суенга. Все дороги встречавшиеся в этот день направлены с севера на юг, так что все время кроме последних четырех километров приходится на северо-запад через таволган. В километре на юго-восток от г. 492 находится охотничий домик. р. Большой Тайлы можно перейти по бревну. За километр перед р. Поперечный Тайлы есть выход на  стараю дорогу. На самой реке проводятся промышленные работы и местность напоминает глиняный карьер с большим прудом. Движение сильно затруднено. С момента выхода на другой берег начинается широкая отсыпанная камнем дорога, по которой до р. Ик остается три километра. Ик переходится через небольшую дамбу.

День седьмой (16.10.2009). р. Ик – ур. Вершина Ика – ур. Маврино – ур. Смирновское

Вдоль р. Ик хорошая прокатанная дорога продолжается до ур. Маврино, потом придется пройти несильно заболоченный участок длиной полтора километра, затем дорога снова появится. Немного тяжелым является участок, когда дорога сворачивает  от реки  в сторону ур. Смирновское и переходит в лесовозную. Реки Сосновка и Лукова Легко переходятся по камням.

День восьмой (17.10.2009). ур. Смирновское – г. Пихтовый гребень – ур. Валово – д. Верх-Ики

Радиальный выход на г. Пихтовый гребень представлен десятью километрами хорошей лесной дороги вдоль р. Листвянка (переходится по бревну). Далее на пути встречаются только два мелких ручья.

Путь к месту выброски, преграждает р. Ик, которую прийдется перейти вброд (глубина 30-40 см при ширине шесть метров). До ур. Валово ведет широкая сильно разъезженная лесовозная дорога. Чтобы закончить водные процедуры, придется три раза перейти р. Аштак (два раза по камням до урочища, и один раз по бревну после). До финальной точки ведет хорошая полевая дорога.


Расчет категории маршрута.

Показатель маршрута

Категория сложности маршрута

II

1

Продолжительность маршрута (t), дней

8

2

Протяженность маршрута (1), км

140,6

3

Максимально допустимое количество баллов за

локальные препятствия (ЛП мах)

9

4

Баллы за локальные препятствия (ЛП), идущие в зачет

6

5

Баллы за протяженные препятствия (ПП), идущие в

зачет

14

6

Географический показатель (Г)

10

7

Автономность (А)

1

8

Коэффициент перепада высот (К)

1,3

9

Общее количество баллов, набранных категорируемым

маршрутом (КС)

33

КС=ЛП+ПП+(ГхАхК)

КС (для II)=6+14+(10х1х1,3)=33

Количество балов соответствует заявленной категории маршрута.

Дневник маршрута (автор Солдатов О. М.)

День первый.

Автобус на ходу тихо побрякивал разбросанными по салону пустыми пластиковыми и стеклянными бутылками, пока мы технично рассовывали продукты по рюкзакам. Мне достались скромные 26 банок тушенки и еще всякого понемногу, Липчак забрал самое вкусное – сало, и еще самое вкусное, девчонки поделили сладкое и хлеб, Саня крестьянское богатство – овощи и крупы.

По прибытии на место (кстати, завезли нас даже дальше д. Матренка, благодаря чему благополучно избежали брода через р. Матренка) начали уничтожать наш первый совместный перекус. Помимо того что было в меню поглотили пирожки и бутерброды, заботливо приготовленные женой Олега, за что ей большое спасибо. Увидев это, припасенная колбаса отправилась в тубус с картами.

Жизнь и время гнали нас вперед, из-за чего пришлось выдвигаться. Котелки, смекалистый бердчанин  прикрепил снаружи к рюкзаку, превратившись из обычного туриста в подобие ротного барабанщика, ведь каждый его шаг сопровождался  веселым постукиванием и побрякиванием, что дало повод разнообразить путь различными шуточками на заданную тему.

Перед р. Матвеевка Липчак в задумчивости остановился, а потом предложил что оденет резиновые сапоги (случайно или специально оказавшиеся в его рюкзаке как и два пуховика) и поможет переправится, но все ответили отказом т. к. уже перешли водную преграду опередив полет мысли доброжелателя.

Километра за два до прибытия в намеченную точку, нас нагнал джип-УАЗик, водитель которого щедро пригласил подвести фразой: «Садитесь кто-нибудь». В машине уже сидели еще два гражданина, и мы сочли предложение крайне интересным, продолжив маршрут без изменения численного состава.


На месте была большая надежда переночевать в домике, но увы он оказался занят пастухами. Как они нам сказали, живут они здесь до начала ноября. Хозяйство большое – множество мясных коров разгуливает по полям, причем места делят два частных предприятия, т. е. где-то поблизости есть еще один домик этого года выпуска. Из оружия у дяденек верный конь, да кнут, щелчок которого не глуше выстрела из ружья. Рогатый скот тоже не остался без украшений. На  шеях некоторых копытных привязаны колокольчики, больше похожие на бидоны или кастрюли с колотушкой внутри. Еще узнали, что пастухи, как истинные любители животных, умеют разговаривать с ними. Правда методом отборного мата, но это не мешает коровкам послушно выполнять поставленные задачи. Вообще времени познакомится с местным колоритом у нас было в достатке, ведь пришли на поляну мы примерно в час, что давало нам уйму времени для себя любимых.

Нашли прекрасную полянку у р. Северный Мочег, устроили бивак. Народ по привычке начал туристскую суету, на что было велено успокоиться и раньше четырех не производить излишней активности. Некоторые с грустью посмотрели на разбросанные повсюду потенциальные дрова, но быстро адаптировались, расслабились и начали кушать пищу беседующего человека – семечки, из заначки Олега.

Телевизор заменила Елена, перед походом установившая брекеты – все с большим интересом наблюдали как она употребляет тот или иной продукт, в связи с ограниченным набором челюстных возможностей и кучей технических заморочек (нельзя: холодное и горячее, твердое, орешки). В результате сериал «Лена и брекеты» не раз радовал нас новыми жизненными этюдами. Гвоздем программы стало заклеивание брекета воском, чтобы не царапался. Все пытались помочь, кто словом, а кто делом. В ход шли различные приспособления: горячая вода, зажигалки.

Заезжал в гости пастух на лихом коне. Конь лихо боялся воды и перешел реку после пяти минут длительных матерных уговоров. От дяди-первоисточника узнали, что в этих краях туристов видели всего раз, и то они были на велосипедах. Спросили знает ли он название горы 502 и как до нее добраться без напрягов. Ответ порадовал: сказал что называется гора «Золотая», идти на восток по дороге километров двадцать. Мы сказали что нам такой далекой горы не надо, и исчерпав темы для бесед всадник уехал.

Дабы освежиться решил искупаться, даже солнце подговаривало на такой поступок, чрезмерно повышая градус окружающей температуры. Вода  чистая, рыбки какие-то маленькие плавают, что еще нужно для акта омовения? Оказалось - подогрев дна. Судорогой ногу свело уже когда опустил ее туда по щиколотку. Ну и ладно, зато поужинали плотно.

К восьми стали забираться в палатку, чему способствовала погода, нагонявшая мороз с каждым часом.

Ночью приходил таджик. Первый раз промахнулся, мимо прошел, на второй спросил: «Нерусский есть? Все русский?». Получив отрицательный ответ, извинился и ушел. Оказалось, что пастухи оказались парнями с юмором и разыграли гостя из далекого Таджикистана. Было жалко мужика, но как не искали в палатке, не расспрашивали друг друга, нерусских в группе не нашли.

День второй.

Утро. Иней. Палатка хрустит от ледовой корки, образованной конденсатом.

Первые признаки походной акклиматизации – опухшие лица.

Интересный опыт собирания палатки – сушить не надо, вытряхнули ледышки с тента, отогрели стыки дуг руками (иначе разбираться отказывались), а дальше как обычно.

В это светлое утро трагически умерла моя открывашка, пришлось ее ритуально сжечь. Чтобы не выбрасывать оставшуюся тушеную картошку, сделали суп-полторашник, но и его не смогли полностью поглотить. Организм видимо еще не привык много кушать по утрам, не знает, что обедов в этом походе не запланировано.

То, что дорога на 502 действительно хорошая, мы поняли, когда мимо нас проехало очередное чудо отечественного автопрома – Нива. Но, как оказалось, не только самоходные железяки обосновались в этих местах. Чем ближе мы подступали к заветной вершине, тем отчетливее были видны следы лося и медведя. Причем за кем гнался неизвестно, толи сохатый по системе «За лося ответишь», толи косолапый по «Кого хочу, того и ем».

Сама вершина подарила нам море наслаждения в виде  часа поисков геодезической метки. Высота столбика оказалась всего сантиметров тридцать, и те в небольшом углублении. Зато неподалеку, метрах в ста, нашли прекрасное оборудованное кем-то место для перекуса. Точнее сначала нашли место, использовали его по назначению, а вот потом отправились на поиски. На вершине нашли две записки, на одной из которых значилось, что в мае здесь побывал спелеолог (видимо решил, что хватит в темноте по норам лазить, пора посмотреть что наверху показывают).

Обрадовавшись, что дороги нам сегодня сопутствуют отправились дальше. До р. Полдневая оставалось совсем чуть-чуть – немного по дороге, а потом до упора по просеке разделяющей районы. Встретившийся нам лесоповал поставил свои условия. Вместо дороги нам предложили свежий и старый бурелом, приправленный мелкими болотцами. О наличии просеки говорил лишь свежий квартальный столб, способный указать стороны света. Пришлось напрячься и идти по компасу, предпринимавшиеся попытки найти просеку оказались безрезультатными.

Когда нашли ручеек, сверились с координатами. Так и есть – р. Полневая. Осталось поесть, пошутить и спать.

День третий.

Утро порадовало быстро найденной дорогой. Тогда как днем пошли сплошные разочарования. Пошел мелкий дождик, дорога уперлась в просеку, которую можно было разглядеть только по макушкам деревьев. После встречи с болотцем устроенным мелкой речушкой пропал и этот ориентир. На перекресток просек выходили по компасу. Много изменилось по сравнению с прошлым годом.

Запрятали рюкзаки и выдвинулись покорять высоту. Дорога на 510 полностью заросла и стала заболочена. На вершине нашли записку, которую забыли забрать во время предыдущего посещения.

К р. Суенга шли по компасу и медвежьим следам. Приятно было что вокруг, как и в прошлом году вкусно пахло ягодами.

На биваке не обошлось без страха и веселья. Девчонкам послышался подозрительный шум со стороны склона, и они попросили Олега посмотреть, что да как. Липчак, вооруженный ножом, топором и фонарем, не смог не воспользоваться ситуацией и изрядно пощекотал нервишки представительниц слабого пола различными выкриками и действиями. Зато это возымело двойной эффект – панические действия и крики Ольги и Елены точно отпугнули таинственное существо и изрядно развеселили нас перед сном.

День четвертый

День свежих потерь. Замерзла и лопнула галоша, так что дальнейшее ее использование стало невозможным. Вторая героически разлетелась вдребезги после удара о дерево. Позже все останки были сожжены. Перед уходом, со словами: «Да не ворчи, будем собираться – найдем», - потеряли мой маленький складной черный ножик.

Практически все, в очередной раз, самолично перебрались через реку, и только Лена воспользовалась услугами обладателя резиновых сапог – Олега.

Урочище Лебедиха гостеприимно встретило нас чистым полем, от признаков былого поселения остался только конский загон.


До места ночевки шли быстро (дорога позволяла) и интересно. Где бы мы не останавливались, будь то привал или перекус, начинался легкий снежок, который заканчивался с началом движения. Ориентир места мы знали по прошлому году – на середине подъема на нашу гору стоит крест (надпись прочитали только сейчас: «… был убит на мосту без какой-либо причины»)

Бивак обустраивали долго. Гребень, на котором планировалась стоянка, оказался очень крутым, узким и заросшим елками. Пришлось изрядно походить, чтобы найти место под палатку, зато потом наступил отдых и красота. Отсутствие ветра и постоянно выглядывающее из-за облаков солнышко, позволило разложить и высушить вещи. Только редкие снежинки, недолетающие до земли, напоминали, что не стоит расслабляться.

Пока берцы сушились, пробовал ходить в хобах вместо тапков – бесполезно, но забавно.

Картина дня по Ильфу и Петрову достойная отца Федора – пятеро безумцев, сидят на горе и едят колбасу, махая редким проезжающим внизу машинам.

Девчонки, похоже, не отошли от вчерашнего, поэтому очередной вечер страха и веселья был нам обеспечен. Они пугаются – мы смеемся, потом успокаиваемся и смеемся вместе. Именно в эту ночь в палатке запахло паленой кошкой.

Когда стемнело, я бы не позавидовал водителям проезжающим мимо – на вершине мертвенно-бледным светом горит полусфера (мы газовую лампу в палатке включили, чтобы спать тепло было). Как увидели, самим страшно стало.

День пятый

Сведениями на карте и GPS обещалось, что день будет не такой уж напряжный. Именно в этот день, все пошло против нас. Похоже для того, чтобы было еще веселее. Началось все с пронизывающего встречного ветра. После входа в лес и просмотра небольшого каменного карьера, настроение стало подниматься. Дорога вывела нас в поле, решила что с нее хватит и неожиданно кончилась. После попыток пройти по заросшей дикими зерновыми культурами колее, пошли на напрямую к реке.

Перекус застал нас раньше чем дошли до места. Остановились у ручейка в овраге. Термоса быстро опустели и было решено вскипятить еще. Ручеек оказался слишком уж мелким и Олегу пришлось набирать воду поварешкой из нескольких лужиц, различной наполненности.

     Дальше начались лосиные следы по которым мы и вышли к реке, где нас ожидали очередные трудности (похоже все животные идут в нужном нам направлении). Справа практически отвесная стена, слева болото. Сама река глубиной полтора метра при ширине 6-10. Когда разошлись место для переправы, наткнулись на бобровую пилораму. В центре лежало пятнадцатиметровое бревно, не знаю как они это сделали, но на нем не было сучьев и коры, как будто его обработали рубанком. Неподалеку находилась и сама хатка, с кучей следов оставленных этими пакастно-полезными грызунами. Переправу первым нашел Олег, и разумеется ей оказалась бобровая плотина. Мощь реки давала о себе знать, так что приходилось подстраховывать друг друга. Дальше больше. Взобравшись на каменный отвал, обранужили что это не отвал, а дорога. Самое необычное, что отсыпана середина реки, в результате чего поток оказался поделен надвое. Погуляв по булыжникам до места впадения р. Каменка свернули на дорогу ведущую через перевал к р. Дражны тайлы, но после подъема она свернула на юго-запад. Пришлось оставшуюся часть снова идти через бурелом.

Придя на место ночевки сравнили данные GPS и карт с тем что видели на местности. В итоге как и предполагали,  большая часть дорог или отсутствовала, или несоответсвовала нашим данным.

Когда ужинали, начал падать снег. Вспомнили, что сегодня покров.

Хотя сегодня не было полнолуния, на другой стороне реки подвывали волки. Должно было быть страшно, но спать хотелось больше чем бояться. 


День шестой

По данным разведки на местности и по факту – самый тяжелый день. Что поделать, стряхнули с палатки снег, поиграли в снежки, поели и вперед.

Слева, вдоль реки оказалась такая же дорога, как и на Суенге. Нам это не могло не понравиться, но вот не задача, постепенно колея стала уходить под воду и по ней начали течь ручьи. Очень красиво это выглядело, но скакать между потоками мы устали прежде, чем любоваться на это диво.

Как только сошли с дороги, попали в другое прекрасное творение человека и природы. Перед нами встала непроглядная стена из десятиметровых елок. С трудом протиснулись через нее, а там, следующая, и еще, и еще. Все это припорошено снегом, ветки пушистые мягкие. В общем как в сказке побывали, только домика с Бабой-Ягой в конце не оказалось.

Приключения только начинались. На свежем снегу оврага нашли лосиные и кровавые медвежьи следы. Так как снег перестал падать только утром, то отпечатки были совсем свежие. Стало немного (а кому-то и много) жутковато. Крови было немного, и текла она из подушечки лапы, так что это был не подранок. На всякий случай достали газовую горелку. Но самым обидным было то, что как и всегда натоптано было в нужную нам сторону. Пришлось обходить держа дистанцию.

Не было несчастья, да как обычно случай помог. Нашли охотничий домик. Олег сказал, что вокруг могут быть наставлены капканы и, взяв палку, пошел как сапер. Пристроившись за ним, пошли след в след (мало кто верил в его слова, но проверять на себе никто не решился). В домике все было как надо: запас продуктов, спичек, дров немеренно, печка «буржуйка», лежанка с матрацами и еще много всего интересного. Здесь и устроили перекус (чужой еды не брали). Место оказалось таким продуманным, что неподалеку нашелся даже колодец. Только кипятка нам так и не удалось получить – печка прогрела домик, как баню, а вода в котле только чуть потеплела. Чтобы не терять время, поблагодарили воображаемых хозяев и двинулись дальше.

Через пятьсот метров вышли на дорогу, но она направлялась не туда, полюбовались на нее, вздохнули и прошли мимо.

Хотя еще даже не пахнет зимой, передо мной пробежал белоснежный  заяц. Жалко нельзя его поймать, ведь он такой хороший пушистый мягкий и вкусный.

К р. Поперечный Тайлы подходили по найденному куску дороги. Неожиданно дорога кончилась и перед нами предстал необозримых размеров глиняный карьер. На дне, маленькой струйкой, текла сама река. Противоположный берег представлял отвесную стену высотой метров двадцать и маленький ручеек, стекавший с нее, превратился эффектный водопадик. В одном из котлованов река образовала настоящее озеро. Получилось такое прекрасно-жуткое зрелище.

Когда по глиняным отвалам добрались на противоположный берег, встретили проезжающий 66 ГАЗик. Выспросили можно ли теперь добраться до Ика. Водитель сказал что там стояла их геологическая разведка и пройти можно без проблем.

Действительно – дорога на Ик очень интересной. Ровная, отсыпанная щебенкой, шириной метров пятнадцать. Мы такого даже не ожидали. Завершает сей дизайн стоящее на  обочине чучело рабочего в каске.

Ик предстал перед нами во всем разнообразии болотных красок. Дорога, которую проложили прямо через реку, оставив для стока небольшую трубу, сильно заболотила местность.

Всю ночь лил дождь.


День седьмой

Дорога вдоль Ика, несмотря на все полученные нами ранее сведения, оказалась на редкость хорошей. Мелкие неприятности доставляют только мелкие речки, обильно впадающие в Ик. До ур. Маврино можно спокойно доехать на любом УАЗике. В месте впадения р. Лукова в Ик стоит жилой домик с припаркованным трактором. В этом месте дорога вдоль реки пропадает на полтора километра, пришлось преодолевать заболоченный участок, а потом все встало на свои места. Плохо с ней становится на перевале к ур. Смирновское.

Место стоянки нашли просто прекрасное. Вдоль Ика мало дров, и именно в их поисках Саня нашел рыбацкую стоянку.  Прямо у реки , с чурками под дрова, местом под палатку, костровищем.  Даже заначки с продуктами валялись тут и там.

Большой сюрприз нас ждал с костром. Дрова долго разгорались, но когда пламя стало приличным даже хоба мало помогала довести воду до кипения. В ситуации помог разобраться Саня. Оказалось, что наколотые чурки были из лиственицы и весь жар от огня уходил вниз. Проблему решили с помощью сухого тальника.

День восьмой

Встали на час раньше, чем обычно, чтобы получить лишний ходовой час. Оставили все лишнее на рыбацкой стоянке в благодарность за удобное место. Обнаружили, что ночью какое-то мелкое пакостное животное выпотрошило порционный пакет с гречкой. Надо было сделать как рыбаки – они все крупы подвешивали в пакетах на ветки. Эта неприятность не помешала нам сытно позавтракать, после чего мы спрятали рюкзаки, и двинулись покорять Пихтач.

Дорога на вершину оказалась прекрасной. Мягкая такая, с примятой травкой, даже ноги идти не устают. Даже хомяки пробегают, чуть ли не стайками.

Не доходя места, где дорога пересекает р. Листвянка, кто-то установил заботливый указатель, направляющий на гору. Сам Пихтовый гребень встретил нас холодным пронизывающим ветром. Но все равно, обзорная площадка просто потрясающая, сразу становится понятно, почему это место считают самым высоким в области. Забрали записки, из которых следовало что турклуб «Ювента», посетил вершину двенадцатого октября в семь (!!!) часов вечера. Что было причиной столь позднего визита осталось загадкой.

Вернувшись на стоянку, перекусили, забрали рюкзаки и собирались выдвигаться, как Ольга спросила, что может стоит сменить умирающие сапоги на кроссовки? Ответили,  почему бы и нет, все равно дорога прекрасная, что зря ноги мучить, да и пора им уже на свалку. Размотали скотч (по другому сапоги держаться на ногах отказывались уже третий день) и предали обувки всепоглощающему пламени. Впереди нас ожидала только финишная кривая.

Первое же препятствие попыталось умерить наш пыл. Оказалось, что Ик в этом месте возможно перейти только вброд. Тут во всей красе показал себя Олег. Вода доходила практически до края резиновых сапог в самом неглубоком месте, но это не помешало ему перенести всех в сухости и сохранности.

Прямо за рекой нас встретила та, что сопровождала нас практически до самого выхода с маршрута – свежая расквашенная с глубиной колеи до полуметра лесовозная дорога. Начало ее было отмечено одиноким бесхозным трактором. Жуткое чавкающее скользкое безобразие больше всего «понравилось» кроссовкам Ольги. 

На вершине тяжелого подъема наткнулись на бытовки лесорубов и их хозяина. Наученные горьким опытом неожиданного исчезновения дорог, уточнили правильность выбранного пути. Дяденька указал правильный маршрут указав множество мелких ориентиров. Потом он даже нас сопровождал на тракторе «Беларусь» (скорее ехал по своим делам), причем, пешком мы шли быстрее и нагонял он нас только на привалах.


В некоторых местах дороги начали встречаться таблички с контрольными пунктами проходившего здесь недавно джип-ралли. Практически собирая их, мы вышли к р. Аштак.

Сама дорога три раза пересекает Аштак, что стало для нас забавной неожиданностью.

Урочище Валово запомнилось просто прекрасными видами: окруженная со всех сторон высокими крутыми холмами ровная поляна с как будто подстриженной травой. Завершало композицию огромное черное одинокое высокое мертвое дерево стоящее посредине урочища. Даже если не смотреть фильмов ужасов с подобными символами, поневоле становится жутковато.

Когда миновали столь антуражное бывшее поселение, дорога стала практически прямой и неинтересной. Оставалось надеется, что успеем выйти до темноты.

Вопреки даже самым смелым ожиданиям, пришли мы за час до автобуса. Пришлось начинать отдыхать возле костра.

В автобусе, в теплоте всем захотелось спать, но не у всех это получилось, ведь ехали на ПАЗике по российским дорогам. Еще один прекрасный поход был благополучно завершен.


Картографический материал

При прохождении маршрута использовались листы карт:

N-45-VII (1:200000)

N-45-XII (1:200000)

N-45-51 (1:100000)

Схема

Сведения о материальном обеспечении группы

*  Помимо стандартного комплекта снаряжения были взяты термоса, запасные батарейки, газовая лампа и баллоны.

Продукты: стандартная раскладка из расчета завтрак, перекус, ужин.

Для упрощения процесса приготовления пищи были куплены порционные крупы.

Для усиления вкуса взяты кубики «Маги».

Ремнабор, состав:

·        проволока

·        изолента

·        ножницы

·        булавки

·        иглы разные

·        шило сапожное

·        плоскогубцы

·        кусок стропы

·        нитки разной толщины

·        наперсток


Аптечка, состав:

·        Анальгин

·        Аспирин

·        Парацетамол

·        «Марганцовка»

·        Жгут

·        Вата

·        Салфетки стерильные

·        Бинт нестерильный

·        Но-Шпа

·        Активированный уголь

·        Стрептоцид

·        Валидол

·        Мазь «Спасатель»

·        Лейкопластырь

·        Йод

·        Градусник

·        Ножницы

·        Цетрин

·        Доксициклин

Групповое снаряжение:

·        палатка

·        топор

·        котлы 5 и 10 л.

·        пила цепная

Специальное снаряжение:

·        GPS Garmin Etrex


Заключение и рекомендации

Маршрут был полностью пройден. Салаирский кряж очень интересен в туристском плане и представляет простор для создания разнообразных интересных пеших маршрутов и популяризации туризма в родном крае.

Район похода позволяет в полной мере ощутить разницу в скорости передвижения и потери сил на различных участках местности (полевые и лесные дороги, заболоченные участки, таволган и т.д.), при изменении метеоусловий. Данный маршрут позволяет посетить красивейшие таежные места, урочища старинных поселений, участки промышленного лесоповала, а главное увидеть всю область как на ладони с г. Пихтовый гребень.

По результатам похода участникам могут быть выданы удостоверения с присвоением до II взрослого разряда по спортивному туризму.

В качестве рекомендации хочется отметить, что нельзя недооценивать любой маршрут по сибирской черневой тайге. Особенно это касается дорог, которые усилиями природы и человека появляются и исчезают в течение всего года. Малейшие изменения погоды могут сделать эти места непроходимыми и стать причиной схода с маршрута.

Информационные материалы:

- Отчет Булавина А. В. о пешем походе I категории сложности на г. Пихтовый гребень (2007 г.)

(http://ta-kasta.ucoz.ru/pihtovbIU.htm)

- Отчет Солдатова О. М. о пешем походе второй степени сложности на вершину 510 (2008 г.)

(http://ta-kasta.ucoz.ru/510.htm)

- Правила соревнований по спортивному туризму (2008 г.)

(http://www.tssr.ru/files/materials/765/PravilaST280308.zip)

- Отчет о водном путешествии по рекам Ик, Бердь. Сиволобов Н.П. 2002 г.

(http://nikolay-siv.narod.ru/02ik.html#9)

- Отчет о водном туристическом путешествии категории Б река ИК Маслянинского района Новосибирской области. Ткачев Денис. 1999 г.                               

(http://splav-academ.narod.ru/reports/river/ik99/ik99.doc)

- Сборник «Русский турист»  выпуск седьмой. 2001г.

(http://tssr.ru/files/materials/307/russianrourist7_2001_2004_gg.pdf)